Если долго пинать бревно с упорством Флинстоуна, в конце концов можно куда-то добраться. Но если отказаться от средневековых методов продвижения, можно и результат получить, и нервы сэкономить. Рассказываем простым языком, какие инструменты для раскрутки приложений работают в 2024, а какие нет.
Зачем продвигать приложения
Это напрямую влияет на монетизацию приложения: чем больше пользователей узнают о продукте, тем выше коэффициент конверсии просмотров в скачивания. Это правило одинаково работает для всех типов приложений — платных, бесплатных или Freemium (бесплатный продукт с платным контентом).
Как и с продвижением сайтов, приложения на первых позициях в поиске получают наибольший процент скачиваний, поэтому важно продвинуть продукт в топ выдачи. До 70 % органических скачиваний приходится на первые три позиции в поиске, из-за чего приложения не из топ-3 получают лишь одну треть от всего трафика. Чтобы получить большой процент скачиваний и окупить ресурсы, потраченные на разработку, необходимо планировать продвижение приложения еще до его официального релиза.
Особенности маркетинга мобильных приложений
Продвижение в сторах сильно отличается от веба, несмотря на схожие факторы ранжирования и способы выхода в топ. К веб-поиску в интернете человек обращается за способом закрыть конкретную потребность: например, в мощном компьютере, бюджетном смартфоне или ближайшем СТО. В то время как в апп стор пользователь приходит уже с готовым решением и ищет конкретный бренд или продукт — 70 % поисковых запросов в сторах приходится именно на бренды.
Так же, как и в вебе, в мобильном маркетинге есть платный и органический трафик, но работают они по-другому. Большая часть работ по привлечению платного трафика проходит по тому же сценарию, что и в web — анализ и сегментация целевой аудитории, поиск каналов продвижения, подборка креативов и оптимизация ставок. Главное отличие — привычная контекстная реклама в приложениях как таковая отсутствует или не дает много трафика в мобайле.
В сторах используется Universal App Campaigns (с англ. кампания универсального приложения) — рекламный формат для продвижения приложений, который позволяет изменить только текст и выбрать ставку за совершенное действие внутри.
Для продвижения приложения в сторах в первую очередь важен органический трафик, который зависит от популярности бренда и App Store Optimization, или ASO (с англ. оптимизация магазина приложений). Оно заключается в оптимизации метаданных страницы приложения в сторе для увеличения видимости в поисковой выдаче и категориях магазина, а также попадания продукта в рекомендованные.
Что нужно сделать до релиза приложения
Нельзя запустить релиз приложения и уповать на быстрое попадание в топ без подготовки еще на этапе MVP — в сторах большая конкуренция и свежий продукт без сильного бэкграунда может не успеть дойти до пользователей, потерявшись среди тысяч конкурентов. Расскажем, как подготовить почву до релиза.
Протестировать и доработать продукт
Релиз приложения в раннем доступе и его доработка по отзывам пользователей — достаточно эффективная стратегия в прошлом, но с введением сторами более строгих алгоритмов ранжирования она стала бесполезной. Более того, недоработанные приложения быстро попадают в немилость пользователей и алгоритмов, а значит, теряют позиции в поисковой выдаче.
Перед релизом необходимо проверить работоспособность, кроссплатформенность и производительность приложения, а также соответствие продукта актуальным требованиям магазинов. Приложение можно протестировать с помощью специальных сервисов, пользователей-тестировщиков и независимого аудитора.
Создать сайт и завести соцсети
Для эффективной раскрутки мобайл апп нужно задействовать все доступные источники трафика — запустить свой сайт и завести аккаунты в социальных сетях. Пользователи смогут получать актуальные новости о процессе разработки, участвовать в тестировании и общаться в тематическом комьюнити. Активность на сайте и в социальных сетях поможет собрать обратную связь от пользователей еще до релиза и получить большой трафик после.
Провести App Store Optimization
Магазины приложений начинают индексировать приложение сразу после поступления на модерацию, поэтому еще по отправки на проверку рекомендуется упаковать и оптимизировать продукт.
Текстовая оптимизация
В среднем 65 % пользователей переходят на карточку приложения из поиска, поэтому важно провести текстовое ASO, которое включает подбор релевантных ключевых слов и их размещение в текстовом описании продукта. Сначала нужно собрать ключевые слова, исходя из данных метрик и анализа конкурентов. На старте рекомендуется акцентировать внимание на среднечастотных запросах, так как высоко продвинуться по популярным сразу не получится.
Далее ключевые слова необходимо приоритизировать и правильно разместить в тексте — в зависимости от алгоритмов магазины по-разному ранжируют текстовые элементы. Наиболее устойчивое правило для большинства сторов — название продукта имеет больший приоритет для алгоритмов, а имя разработчика — наименьший.
Графическая оптимизация
В крепкой связке с текстовым ASO работает графическое — первое необходимо для повышения видимости в поиске, а второе — для конвертации просмотров в скачивания. Визуал, как и текстовую часть нужно подготовить до загрузки приложения в стор, чтобы сразу после релиза весь набор инструментов ASO заработал в полную силу.
Для начала нужно проанализировать графику конкурентов — узнать о текущих трендах и обновлениях графического ASO. Также нужно учитывать технические требования сторов к визуальному контенту. Затем можно приступать к разработке креативов — иконки, скриншоты, видео и GIF-файлы для загрузки в будущую карточку приложения.
Перед релизом важно провести A/B тестирование визуальных элементов с помощью сторонних сервисов и пользователей. Это поможет определить наиболее конвертирующие дизайны еще до загрузки в стор.
Подать заявку на фичеринг
Фичеринг — процесс, когда приложение попадает в редакторские тематические подборки, что обеспечивает хороший буст в раскрутке и приток органического трафика. Поэтому попасть в подборку для разработчика дело не только имиджа, но и финансовой выгоды.
Подать заявку можно еще до релиза, но это большой риск для свежего продукта. При первом пользовательском опыте в приложении могут обнаружиться баги и недоработки, тогда большое количество трафика, частично пришедшего как раз из подборки, быстро понизит приложение в рейтинге негативными отзывами и оценками. Поэтому подавать заявку на фичеринг до релиза рекомендуется в случае полной уверенности в технической полноценности приложения и готовности серверов к большой нагрузке.
Все предусмотреть невозможно, поэтому при твердом намерении участвовать в фичеринге рекомендуется добавить в приложение возможность прямой связи с разработчиком. Это позволит собирать обратную связь от пользователей без снижения оценки и плохих отзывов на маркете.
С чего начать продвижение в App Store и Google Play
После завершения предрелизной подготовки приложение размещается в сторах и оформляется в соответствии с правилами. У каждого маркета свои требования к текстовым и графическим метаданным, поэтому при размещении приложения сразу на нескольких площадках материал потребуется адаптировать под каждую их них.
Наибольшее количество приложений размещается на двух самых крупных площадках App Store и Google Play. Но из-за ограниченного доступа российским пользователям к сервисам Google и Apple, сейчас набирают популярность альтернативные магазины — AppGallery, RuStore, GetApps. Разберем требования крупных магазинов приложений к текстовому и визуальному оформлению.
App Store
Текстовые материалы
- Название — до 30 символов.
- Краткое описание — до 30 символов.
- Полное описание — до 4 000 символов.
- Ключевые слова — до 100 символов.
- Раздел «Что нового?» — до 4 000 символов.
Графические материалы
- Иконка — 1024 x 1024 px, форматы: jpg, jpeg и png.
- Скриншоты — от 3 вертикальных: 1242 х 2688 px, 1242 х 2208 px, 1290 х 2796 px или горизонтальных размером, обратных вертикальным.
- Проморолик — до 3 вертикальных видео: 1920 х 886 px, 1920 х 1080 px, 1600 х 1200 px или горизонтальных размером, обратных вертикальным.
Google Play
Текстовые материалы
- Название — до 30 символов.
- Краткое описание — до 80 символов.
- Полное описание — до 4 000 символов.
Графические материалы
- Иконка — 512 х 512 px, формат: png 32.
- Скриншоты — от 2 шт размером 1440 х 2560 px с соотношением сторон не более 2:1, минимальной длиной стороны 320 px и максимальной — 3840 px. Формат: jpeg, png 24.
- Проморолик — URL-ссылка на FullHd видео (1920 х 1080 px) в YouTube.
- Картинка для описания — 1024 х 500 px, формат: jpg, png 24.
AppGallery
Текстовые материалы
- Название — до 64 символов без спецсимволов.
- Краткое описание — до 80 символов.
- Полное описание — до 8 000 символов
- Раздел «Что нового?» — до 5 000 символов.
Графические материалы
- Иконка — 216 х 216 px, 512х512 px в формате png, весом до 2 Мб.
- Скриншоты — от 3 до 8 вертикальных размером 800 х 450 px и горизонтальных размером 450 х 800 px, формат: jpg, jpeg и png.
- Проморолик — 1 видео 4:3 от 15 секунд до 2 минут в формате MOV или MP4, разрешение:1 600 х 1200 px, 1200 х 900 px, размер — до 500 Мб.
GetApps
Текстовые материалы
- Название — до 50 символов.
- Краткое описание — до 96 символов.
- Полное описание — до 4 000 символов.
- Ключевые слова — 8 ключевых слов длиной до 10 символов каждое (примерно до 80 символов), которые разделяются точкой с запятой.
Графические материалы
- Иконка — 512 х 512 px, формат: png.
- Скриншоты — от 3 до 8 картинок весом до 2 Мб в разрешении 1080 х 2400 px или 1080 х 1920 px, формат: jpg и png.
- Проморолик — 1 вертикальный ролик разрешением: 720 х 1280 px, 1080 х 1920 px или горизонтальный — 1280 х 720 px, 1920 х 1080 px в формате URL-ссылки на видео в YouTube длительностью от 15 секунд до 2 минут.
RuStore
Текстовые материалы
- Название — до 30 символов.
- Краткое описание — 40 символов.
- Полное описание — 4 000 символов, но пользователям в свернутом виде видно только 2 000.
Графические материалы
- Иконка — 512 х 512 px весом до 3 Мб, формат: jpg и png.
- Скриншоты — от 1 до 10 изображений весом до 3 Мб каждое в разрешении 2160 х 3840 px с соотношением сторон 16:9, формат jpg и png.
При оформлении и оптимизации приложения в AppGallery, RuStore, GetApps в качестве референса можно использовать похожие продукты из Google Play, так как требования к метаданным в альтернативных сторах базируются на принципах магазина Google.
Принципы ранжирования приложений в сторах
Наибольшее количество скачиваний приходится на приложения из первых позиций в выдаче, категориях или общем рейтинге — в сторах, как и в вебе, видимость зависит от факторов ранжирования. Крупнейшие магазины приложений прямо не раскрывают алгоритмы ранжирования, но опытным путем маркетологи вывели общие ключевые факторы:
- Количество установок.
- Динамика загрузок.
- Рейтинг и оценки.
- Статистика удалений.
- Количество запусков.
- Наличие обновлений.
Позиции приложения в магазине в первую очередь зависит от активности пользователей — чем больше приложение скачивают, оставляют комментарии и ставят оценок, тем больше видимости оно получает. Особенно динамика загрузок важна в первые дни после релиза, чтобы приложение сразу же не затерялось на задворках выдачи.
Также одним из важных факторов является релевантность текстового и визуального наполнения карточки приложения в магазине — релевантности ключевых слов в названии и описании продукта, а также качества скриншотов и иконок. Поэтому текстовая и визуальная оптимизация — одни из основных инструментов для улучшения ранжирования приложения.
Способы продвижения приложений в топ
Сразу после публикации приложение начнет конкурировать с миллионами других, поэтому чтобы продукт быстро находили и устанавливали, он должен попасть в топ. Для продвижения в сторе можно привлекать трафик путем ASO или получить большое количество установок из мотивационного трафика. Оптимальный вариант — задействовать сразу оба способа, что позволит не только быстро продвинуть приложение в выдаче, но и закрепить позицию.
ASO
Выше в статье мы уже упомянули о важности оптимизации продукта для ранжирования алгоритмами сторов, поэтому в этом пункте мы подробно разберем, как проработать ASO приложения.
Оптимизация заголовка
Один из самых важных элементов приложения для индексации — название продукта (заголовок), так как это первое, что видит пользователь.
Чтобы получить максимальную видимость, заголовок должен соответствовать следующим критериям:
- Быть понятным для ЦА.
- Легко произноситься.
- Отображать суть продукта.
- Содержать ключевые слова.
- Быть уникальным хотя бы в своей категории.
Практически все магазины устанавливают разное ограничение по длине заголовка, поэтому при размещении продукта сразу в нескольких маркетах придется разрабатывать единое название, учитывающее требования каждого из сторов.
Описание продукта
Поисковые алгоритмы магазинов мобильных приложений так же, как и роботы поисковых систем, способны выявить переспам ключевых слов. Поэтому писать текст описания в первую очередь нужно для людей, а не роботов, иначе большое количество нерелевантных запросов приведет к понижению в выдаче.
В описании необходимо кратко раскрыть функционал и возможности приложения без сложных технических подробностей. Важно выделить отличия от конкурентов в категории и указать преимущества продукта для целевой аудитории. Кроме того, можно добавить информацию о последних обновлениях и наградах, что позволит повысить имидж разработчика.
Оформление иконки
Иконку можно смело назвать лицом приложения, так как именно по ее виду пользователь определяет для себя привлекательность продукта и выбирает его среди конкурентов в поиске. Главные критерии к оформлению иконки — узнаваемость и простота, чтобы изображение передавало основной функционал приложения без лишней детализации.
Вот еще несколько рекомендаций к оформлению иконки:
- Однотонный фон.
- Простые формы.
- Не более 1-2 объектов.
- Минимум мелких деталей.
- Отсутствие прозрачных слоев.
- Простая палитра из 2-3 цветов.
Иконка должна быть простой для лучшего восприятия пользователями — в идеале, ее должно быть легко нарисовать от руки. Также иконку нужно адаптировать под разный фон, чтобы она одинаково хорошо была заметна на разных обоях.
Размещение ключевых слов
При публикации приложения в App Store и GetApps можно заполнить блок с ключевыми словами — в первом магазине до 100 символов, а во втором до 80 символов. Правильно заполненный блок положительно влияет на ранжирование, поэтому при выборе ключевых слов не рекомендуется использовать слова «приложение» или «программа», названия чужих брендов и категорий, похожие запросы, дублирование ключей во множественном числе, когда они уже есть в единственном.
Мотивированный трафик
Мотивационный трафик — эффективный и бюджетный способ привлечения трафика, который работает по системе вознаграждений пользователей за целевое действие. Так как основным фактором ранжирования в сторах является количество установок и рейтинг, мотивационный трафик может хорошо продвинуть продукт, включить его название в список ключевых слов и получить много положительных отзывов.
Несмотря на быстрый и дешевый результат, привлечение трафика через мотивации имеет также негативные последствия:
- Короткий цикл жизни пользователя.
- Поверхностное взаимодействие с продуктом.
- Плохой коэффициент LTV.
- Приток пользователей не из ЦА.
- Низкая платежеспособность юзеров.
Важно использовать надежные источники мотивационного трафика и обращаться в проверенные компании, чтобы избежать фродового трафика. Магазины приложений быстро выявляют установки ботами и могут убрать приложение из каталога за накрутку. Мотивационный трафик может стать эффективным способом особенно на старте, но рекомендуется разбавлять его органическими установками для закрепления позиций в выдаче.
Инструменты для продвижения приложений
Продвижение мобильных приложений не ограничивается сторами — для раскрутки используются все доступные маркетинговые инструменты, начиная от традиционной рекламы в соцсетях и поиске, заканчивая презентацией на живых мероприятиях и размещением оффлайн-баннеров.
SEO
SEO ( Search Engine Optimization — с англ. оптимизация поисковых систем) — один из самых эффективных инструментов продвижения и крупнейший источник трафика. В отличие от магазинов, на собственном сайте можно размещать любой контент, который можно использовать для привлечения пользователей, а также ссылки на продукт в разных странах или прямое скачивание.
Кроме того, с помощью своего сайта можно подключить App Indexing — это технология Google, которая связывает мобильные приложения с веб-ресурсами.
Технология работает просто: пользователь вводит запрос в поисковую систему и если в выдачу попадает веб-страница с привязанным приложением, система предлагает сразу его установить.
Реклама
Рекламные кампании могут привести в приложение новых пользователей и повысить вовлеченность старых. Условно рекламные каналы можно разделить на платные и бесплатные — первые выполняют роль источника трафика, вторые нужны больше для повышения видимости приложения на рынке.
Через бесплатные каналы можно заявить о существовании продукта и заинтересовать потенциальную аудиторию. Для этого нужно публиковать статьи на тематических ресурсах — форумах, блогах, интернет-изданиях. Также рекомендуется еще до релиза приложения начать работу над его страницей в социальных сетях — активное взаимодействие со своей аудиторией повысит лояльность к бренду и увеличит органический трафик.
Рекламировать приложение за деньги можно офлайн и онлайн. В первом случае используются баннеры, вывески и полиграфическая продукция с креативным объявлением и QR-кодом со ссылкой на приложение. Для рекламы продукта в поисковой системе и социальных сетях сейчас доступны платформы «VK Реклама», «Яндекс Директ» и MyTarget. Также за рекламой можно обратиться к блогерам и инфлюенсерам.
CPI и CPA сети
Продвигать приложение можно через CPA и CPI рекламные сети — в первом случае оплата осуществляется за действие внутри приложения, а во втором — за установку. Сети являются посредником между покупателем и рекламодателем, который генерирует офферы — предложения о размещении объявления на своих площадках.
Для запуска рекламы через партнерскую сеть заказчику нужно выбрать несколько сетей, загрузить креатив и ссылку из трекинговой платформы, установить KPI и лимит для каждой сети. У таких площадок множество партнеров и часто встречается фродовый и мотивационный трафик, поэтому сначала придется тестировать разные сети в поисках качественного трафика.
Этапы продвижения приложений
Мы разбили весь процесс на пять основных этапов, в каждом из которых потребуется выполнить свой пул задач.
Этап 1: Разработка стратегии
Стратегия позволяет лучше понять свою ЦА, получить точный анализ конкурентов и рынка в целом, а также определить рабочие способы продвижения конкретного продукта.
На этом этапе следует выполнить следующие задачи:
- Составить портрет целевой аудитории.
- Исследовать рынок и проанализировать конкурентов.
- Определить каналы для привлечения трафика.
- Установить ключевые показатели эффективности.
- Выбрать инструменты для мониторинга.
Продвижение по заранее продуманной стратегии поможет избежать затрат ресурсов на неэффективные решения.
Этап 2: Подготовка к релизу
Предрелизная подготовка необходима, чтобы приложение сразу после публикации было представлено в максимально выгодном свете как для пользователей, так и для алгоритмов ранжирования сторов.
Перед презентацией приложения широкой публике необходимо:
- Провести UX/UI оптимизацию продукта.
- Создать сайт приложения и страницы в соцсетях.
- Опубликовать на своих ресурсах пресс-кит.
- Запустить новость о релизе в тематических СМИ.
Если уверенность в качестве и работоспособности продукта составляет 99–100 %, перед релизом можно подать заявку на фичеринг, чтобы сразу после публикации на маркете приложение засветилось в редакторской подборке и получило больше трафика.
Этап 3: App Store Optimization
Чтобы приложение попало в топ выдачи стора, оно должно хорошо ранжироваться, поэтому следующим этапом необходимо оптимизировать приложение с учетом алгоритмов ранжирования разных сторов и требований к оформлению.
Для улучшения позиций приложения в поисковой выдаче маркета необходимо:
- Оптимизировать заголовок.
- Оформить иконку.
- Разместить текстовое описание.
- Загрузить скриншоты и видео.
- Заполнить ключевые слова.
- Выбрать нужную категорию.
- Установить модель оплаты.
ASO лучше проработать еще до релиза, так как индексация страницы приложения начинается сразу после публикации в сторе и последующая доработка может негативно повлиять на видимость и позиции в выдаче.
Этап 4: Продвижение через условно бесплатные каналы
После оптимизации, можно заняться раскруткой приложения и бренда через внешние каналы. Для этого необходимо заявить о себе в профильном медиа-пространстве и запустить собственные источники трафика.
Для привлечения пользователей из медийной сети рекомендуется сделать следующие задачи:
- Оптимизировать сайт приложения.
- Заняться маркетингом в социальных сетях.
- Разместить обзоры и статьи в тематических сообществах.
- Принять участие в мероприятиях для разработчиков.
- Запустить акцию или розыгрыш в честь ключевых событий.
- Корректировать рейтинг и отзывы.
- Выпускать регулярные обновления.
Чтобы поддерживать вовлеченность пользователей, привлекать новых и сохранять положительную репутацию, необходимо создать сообщество вокруг бренда и активно взаимодействовать с аудиторией.
Этап 5: Продвижение через платные каналы
Завершающим этапом идет настройка рекламных кабинетов для запуска контекстных и таргетированных объявлений, email-маркетинга и использование других платных каналов. Для привлечения еще больше трафика можно задействовать специальные рекламные сети для приложений.
Для раскрутки продукта через платные каналы можно сделать следующие действия:
- Настроить контекстную и таргетированную рекламу.
- Закупить трафик в CPI или CPA рекламных сетях.
- Заказать мотивационные установки.
- Запустить Email- и SMS-рассылки.
- Купить рекламу у блогеров и в СМИ.
- Разместить рекламные баннеры, листовки с QR-кодами.
На этом этапе потребуется задействовать инструменты аналитики, чтобы отслеживать эффективность каналов и качество трафика, тестировать гипотезы и стратегии для достижения поставленных KPI.
Коротко о главном
- Продвижение в первую очередь необходимо для выхода приложения в топ поисковой выдачи маркета, так как именно на первые позиции приходится наибольший процент установок.
- Продвижение в сторе отличается отсутствием привычной контекстной рекламы и использованием формата UAC. В мобильном маркете особенно важен органический трафик, который приходит из поиска или рекомендаций самого магазина.
- До релиза приложения нужно провести тестирование и доработку технической части, создать свой сайт и соцсети, оптимизировать приложение для лучшей видимости в магазинах. Дополнительно можно подать заявку на фичеринг.
- Продвижение в сторе начинается с публикации приложения и оформления карточки в соответствии с требованиями магазина.
- В магазинах приложений действуют свои алгоритмы ранжирования, схожие с веб-краулерами, которые учитывают в первую очередь активность пользователей. Поэтому основным фактором ранжирования мобайл апп является количество загрузок.
- Продвигать приложение в топ выдачи маркета можно с помощью оптимизации и покупного трафика. В первом случае используется ASO, а во втором закупается мотивационный трафик.
- Для комплексного продвижения приложения на внешних площадках используются SEO, разные виды рекламы, а также CPI и CPA сети.
- Процесс продвижения — это разработка стратегии, предрелизная подготовка, ASO, раскрутка через условно бесплатные каналы, настройка рекламных объявлений и подключение специальных сетей.
Комментарии