Марьяна Пилипенко — одна из самых ярких девушек Kokoc Group, мегапрофи и очень интересный человек. Ну кто еще расскажет в интервью про танцующие мухоморы, клизмы, перемежая все это ценнейшей информацией о пиаре и маркетинге. Нет времени объяснять — читаем!
Меня привели в Kokoc танцующие мухоморы
— Марьяна, ты одна из редких людей в диджитал, кто работает по специальности. Расскажи, как пришла в PR.
— Да, пиар – это первое образование. Закончила Череповецкий государственный университет, кафедра связей с общественностью там сильная, одна из первых в стране, появилась одновременно (или даже раньше) с МГУ. Александр Валентинович Чернов с командой приложил немало усилий, чтобы студенты выходили классными кадрами.
После окончания ЧГУ переехала в Москву получать второе образование — училась на телерадиожурналиста в Высшей школе Останкино.
Параллельно начала работать в продюсерском центре. Сейчас второе дыхание обрела песня «Дыши» («Взгляни на небо»), кавер на трек группы «Дыши». Так вот к пиару коллектива, авторов и первых исполнителей я причастна в некотором смысле — мой первый год в Москве. Каждый раз, когда слышу ее где-то, ёкает внутри.
Затем устроилась в пиар в WebEffector, сервис автоматического ссылочного продвижения. Это был старт пути в digital.
Позже я ушла в известный медиахолдинг редактором спецпроектов, но выдержала всего 8 месяцев. С радио у меня давняя любовь. Первый заход был еще в Череповце, в универе, я работала диджеем на «Русском радио» и «Авторадио». Все говорили, что музыкальные поздравления песнями Аллегровой и Стаса Михайлова у меня выходили особенно здорово.
Второй заход в радиоморе случился в Москве, но мне там не понравилось. Знаешь, фильмы снимают про интриги, скандалы, подковерные игры — вот это все там было в полной мере.
Но в целом было просто скучно, очень скучно. Одни и те же программы для утренних шоу, прогноз погоды, гороскопы, викторины, интеграции с рекламодателями. Я в такси сейчас еду, радио слушаю — там все то же, что и 10 лет назад. День сурка.
— Да, не гибкая сфера — в отличие от пиара и диджитал.
— Зато я познакомилась там с множеством прикольных людей. И мы с некоторыми пересекаемся до сих пор в самых неожиданных историях, ребята перешли в ивенты. А радио все равно из моей жизни не ушло полностью — я диджею у нас в Kokoc Group на корпоративном радио «Эхо Ореха». И да, там я тоже редактор спецформатов 🙂
— «Эхо Ореха»? Отсылка к Kokoc?
— Да, спонтанный проект. Он начинался вокруг одного микрофончика — мы бронировали переговорку, ставили общий микрофончик, вещали на YouTube, песни любимые включали. А сейчас там сценарий, эфир с картинкой, профессиональный продакшн, программное обеспечение, врезки, интерактив, три ведущих со своими характерами и сюжетными интригами — ничуть не слабее, чем любое утреннее шоу на популярных частотах. За продакшн, кстати, благодарим команду юнита Guru Production (Kokoc Creative).
— Расскажи, как ты попала в Kokoc Group?
— Всегда отвечаю, что благодаря мухоморам. Ходили слухи, что в WebEffector, где я руководила пиаром, у Kokoc была доля. А в самом Kokoc есть легендарный человек Андрей Николаевич Воронков — он до сих пор партнер группы компаний, но сейчас несколько отошел от дел, а на тот момент был очень вовлечен в бизнес. Однажды подходит ко мне и говорит: хочу тебе помочь. Я думаю, ну сейчас что-то стратегическое, планы-капканы. Нет — давай сделаем прикольную рекламу. И сочиняет сходу ролик: я иду по лесу и напеваю песню Мирей Матье (у меня тогда были каре и челка). А в конце сделаем надпись — «Продвигаем так же, как выглядим».
Идея показалась странноватой. Где сеошная аудитория, а где Мирей Матье? Но мне было лет 20 с небольшим, Андрея Николаевича очень уважаю, не стала спорить и пошла записывать демо. Леса под рукой не было — отправились с подругой в Коломенское. И подруга сняла вертикальное видео! А тогда не было рилсов, тиктока — снять вертикальное видео было полным зашкваром.
Дома показываю мужу, он говорит: а давай мы тебе нарастим горизонтальный ориентир и пустим с бочков мухоморы. Поставим их слева, справа, пусть танцуют.
— Чтооо? Да ладно, ты меня разыгрываешь!
— Клянусь, так и было! Мы это все смонтировали и отправили Андрею Николаевичу. Я думаю — ну все, уволят. А он возвращается через три дня: слушай, это гениально, это классно, все, кому показывал, в диком восторге. Хочу, чтобы ты работала со мной.
Оригинальным образом Андрей Воронков принял в Kokoc и руководителя отдела SEO Kokoc.com Сергея Шабурова — читайте в интервью с ним.
Я не сразу согласилась — грезила о московских радиостанциях, а когда разочаровалась, набрала Воронкову: «Предложение еще в силе?». Придумали должность пиар-технолога. Андрей Николаевич сказал: вот тебе год, вот тебе зарплата, работай и находи свою применимость. Примерно год я просто изучала коллег, кто чем занимается, где можно помочь, общалась с людьми, ходила к клиентам, придумывала нестандартные механики для контент-маркетинга.
Но я жила сама по себе, и отдельно существовал отдел пиара. А вот отдела маркетинга как такового, обслуживающего потребность в привлечении клиентов и формировании имиджа самой группы, не было — я как раз участвовала в его создании. А пока меня прикрепили к коммерческому департаменту помогать лидогенерации средствами пиара. Так я познакомилась ближе с управляющим партнером Kokoc Group Александром Шокуровым.
Чуть позже у меня в подразделении появилась команда платного трафика, с которой было много дерзких экспериментов. Например, рекламная кампания в Яндексе и ВКонтакте в главной роли с Перри Пайпер (ну помните, пятеро на одну?), которую банили каждый день и которая за две недели в итоге принесла семь договоров на SEO. Затем мне передали в подчинение отдел пиара — он начал расширяться, появилась прикольная команда под руководством Вани Крапивина. Так я стала руководителем объединенного отдела маркетинга и пиара. В этом году 7 лет как остаюсь им :)
Мы не меняем digital — мы и есть digital
— Расскажи конкретно, что делает твой отдел?
— Мы отвечаем за пиар и маркетинг бренда Kokoc Group — за его представленность в СМИ, в рейтингах, на ивентах, за спецпроекты, кросс-промо, партнерское промо, соцсети. Лидогенерация PR-инструментами и имидж. Часто работаем в связке с маркетологами юнитов и дивизионов Kokoc Group — когда готовим общие проекты или им нужна наша помощь, ресурсы и консалтинг.
— То есть это не просто имиджевая, а еще и конверсионная история?
— Я называю это Performance PR. Kokoc Group — евангелист performance-маркетинга: мы уверены, что любая активность должна приносить деньги, и мы должны точно оценивать ее вклад в бизнес. Эта позиция применительна и к пиару — конечно, с некоторыми «но», но в целом применима. Еще года три назад мы значительно меньше уделяли внимания имиджевым историям, больше — лидгену. Конференции, в которых нет твоих клиентов, крутые рекламные тусовки с недешевым партнерским участием — все это, скорее, нет. Мы шли только туда, где точно знали — здесь есть наши клиенты, будет пресейл. И я придумала для обихода новый термин — Performance PR, и его часто использую вовне.
— Расскажи же про него!
— Performance PR — это лидогенерация за счет пиар-инструментов. На примере мероприятия — мы очень четко и системно научились подбирать ивенты с ориентиром на продажи и партнерства и оцифровывать результаты: первичный интерес, КП, договоры, деньги. И сумма знаний в digital этому помогает. В ход идет все: ТГ-боты, мини-приложения со сквозной аналитикой, интерактивные механики с AR, NFC-чипы, цифровые квизы и тп.
Так что, угостившись коктейлем на РИФе в шатре Kokoc Group, вы автоматически попадаете в оцифрованную воронку.
Мы не крупный банк с большими бюджетами на халявные коктейли «без последствий» — такой роскоши себе позволить не можем. Приходится придумывать механики, чтобы у людей был интерес регистрироваться в условном ТГ-боте. Например, однажды реализовали стенд с виртуальным барменом Максом, который при наведении камеры на специальный спот готовил у гостя на глазах его коктейль, как будто в другой Вселенной. Но в итоге материализовалась его работа в «аналоговый» коктейль в специальном ящике. А вау-эффект случался, потому что гости не сразу понимали, где сидит (лежит?) бармен настоящий и как коктейль от него попадает в этот ящик? Что ж, в первоначальной итерации коктейли должны были готовить 8-летние дети :)
Когда оцифровывали 2023-й год по 19 мероприятиям, своим и интеграциям, поняли, что привели компании 83 миллиона рублей. Неплохо, да?
Всегда стоит вопрос: коммерческие цели или имидж? Маркетинг или PR? Я за суперкомбо! И за то, чтобы сделать максимум между работой над известностью в комьюнити и притоком клиентов простроить связи там, где это только возможно. Правда, сейчас время перемен: Kokoc Group трансформируется в международную платформу, и рынок должен узнать об этой стороне Kokoc. Бюджеты на охватные истории точно увеличатся.
— Марьяна, назови три самых крутых активности твоего отдела за 2024 год.
— С точки зрения достижений я бы выделила следующее:
- Первое место в рейтинге АКАР в диджитал нон-медиа услугах по итогам 2023. Попробовали впервые и обошли с большим отрывом холдинги с весомой историей участия. А горжусь, потому что хватило сил и целеустремленности осмысленно потратить 110 часов на подготовку к рейтингу и организовать все службы на крутую заявку с аргументами и фактами. Заодно рассказали рынку, что Kokoc Group — не только про перформанс-услуги, у нас классная разработка, SMM, SERM, продакшн и тд.
- 10 наград на Ruward Award, включая 1 место Гран-При — абсолютное чемпионство среди digital-агентств! Если в АКАР мы объективно, по цифрам, заслужили первое место по совокупности бизнес-показателей и показателям экспертизы, известности в рынке — здесь тебя субъективно оценивают твои же конкуренты. Я считаю, это индикатором: мы все делаем правильно, если конкуренты уважают.
- Динамика роста спецпроекта с РИФом. С 2021 года мы являемся официальным digital-партнером РИФа и делаем свою партнерскую зону. Тогда начинали со скромных 50 квадратов. К 2024-му шатры Kokoc Group стали ярчайшим элементом на форуме и одним из крутейших потоков делового контента. Классные, сочные, веселые, интерактивные. Ну и самые рентабельные, если вспоминать Performance PR. Идеальный кейс про сотрудничество с легендарным мероприятием.
— Ты работаешь в Kokoc Group 9 лет, руководителем 7. Каковы главные результаты за годы работы руководителем?
- У нас здорово вырос медиаиндекс, причем органично — количество упоминаний в интернете. В Медиалогии, в рейтинге digital-агентств мы постоянно в топе, а еще несколько лет назад это было скорее эпизодической историей.
- Мы с коммерческим блоком и с юнитами Kokoc Group научились объединять имиджевую и коммерческую истории. При этом очень важен этап подготовки, сбора информации. Я назвала эту систему 2П — Подготовка-Профит.
- Стали стабильнее в рейтингах. Поняли, как Kokoc Group может отрабатывать по заявленным параметрам, научились прогнозировать результат и достигать. Грубый пример: по опыту знаю — как выглядит заявка на какой-нибудь конкурс в ЛК у жюри и знаю, какие вещи их точно триггернут, а на какие они физически не смогут обратить внимание.
Важно отметить — попадаем в топ без бюджета! Несколько лет назад я обращалась к агентствам, которые оказывают услуги пиар-сопровождения на достигаторство разных метрик. Они в один голос говорили: Марьяна, это дорого, нужно организовывать большое количество упоминаний о себе, покупать размещения у блогеров, и все этот нон-стоп, в жутких объемах. Тогда я подумала, что нам еще рано тратить такие деньги на эту метрику. В итоге удалось выстроить работу со СМИ и социальными сетями — и мы без специально выделенного бюджета постоянно попадаем теперь в топ-4-5 по СМ-индексу.
Чем больше геморроя ты устроишь на этапе подготовки, тем больше профита получишь потом. В эти моменты коммерческий блок крайне не любит отдел маркетинга и пиара. Зато после нас считают если не боженьками, то очень сильно уважают.
— Скажи мне как пиарщик: какие инструменты работают всегда, а какие постольку поскольку?
— Да они все работают, а если не работают, то уточняют понимание, что твоя гипотеза была неверна в данный момент, и надо тестировать другую. Или если не сработали здесь — могут сработать в другом месте.
Есть инструменты, которые претерпевали изменения. Я заново после ковида поверила в онлайн-мероприятия. Наша индустрия научилась работать с вебинарами, бизнес-завтраками, конференциями по-другому, грамотно встраивать слушателей в воронку продаж — это связано и с развитием автоматизации, появлением диджитализированных инструментов, которые помогают отследить путь и поведение посетителя.
Раньше приглашали человека на мероприятие, потом фиксировали в CRM, что он пришел. Затем по базе CRM рассылались письма на основании приходов или недоходов. Потом еще было касание в виде какой-нибудь статьи. Если поняли, что такое касание было — уже хорошо. А сейчас мы научились считать процент значимости разных касаний в череде и понимать долю значимости в процентах конкретного мероприятия в активностях.
Но это мы научились методом проб и ошибок, а многие компании рынка ивентов имеют достаточно слабое представление о том, как digital им может помочь. Они умеют делать стильные мероприятия, но не знают, как оцифровать маркетинговый результат.
Все эти TG-боты, мини-аппы им незнакомы. О механиках лидогенерации они мало слышали. И мне кажется, если их усиливать этой историей, погружать в digital, рассказывать и показывать — это будет супервостребованный продукт для всего рынка. Я рассматриваю это как один из сценариев своего профессионального пути, но пока еще зрею.
— А есть какая-то универсальная стратегия пиара? Вот приходит начинающий бренд — допустим, сервис для B2B. Что посоветуешь, как ему пиариться, с чего начать?
— Все зависит от экономики, цели продвижения, функционала и возможностей. Скорее всего, у начинающего B2B-сервиса нет денег на большой пиар и все, что ему нужно сейчас — это дополнительные инструменты, которые помогут продавать больше и быстрее.
Я бы сначала сформировала отраслевые предложения — например, для самых богатых, для недвижимости, медицины, авто, сделала бы демо-версию для каждой отрасли и ходила бы на конференции, нетворкинги. Знакомилась бы, показывала демо-версию, привлекала клиентов. А когда заработаются деньги на маркетинг и пиар — шла бы на широкую узнаваемость, которая поможет в саппорте продаж на пресейле. Это выступления, статьи в хорошо индексируемых изданиях, организация своих мероприятий и нетворкинг.
Истерички у нас в отделе не приживаются
— На словах все так просто и красиво звучит, а на деле — вечные дедлайны, сжатые сроки, форс-мажоры. Наверное, стрессоустойчивость у тебя железная.
— Слава богу, есть команда. Я более эмоциональная, чем коллеги. И фраза: «Ну все, ну *****ц» — это моя фраза. Потом смотришь на коллег, которые напоминают, что нет проигрышных ситуаций, все можно исправить, можно договориться. И всегда есть план Б, что бы ни случилось. Спасибо им за веру в то, что все будет хорошо.
— Расскажи про этих героических людей!
— У меня есть маркетолог, есть арт-директор, дизайнер, команда вовне, которая работает с публикациями, копирайтер, проджект. По многим задачам работаем с юнитами как заказчики. Также работаем в связке с маркетологами из дивизионов, если необходимо. С Катей Чекалиной, например: она помогает со всем, что связано с посадочными Kokoc Group под трафик, как проджект. Пожалуй, Kokoc Group в части собственного пиара и маркетинга — самая синергичная команда из всех диджитальных компаний, что я знаю.
— По какому принципу твоя команда подбиралась?
— Все они пришли ко мне в разное время. Арт-директор Платон Харитонов работает в Kokoc Group дольше, чем я. Дольше, чем бренд Kokoc Group существует. Дизайнера Толю Чеклова я вырвала из другого юнита. Дашу Мартынову, маркетолога, сама позвала в свою команду, когда она освободилась от проекта, это моя правая рука, я доверяю ей больше, чем себе.
А что по качествам… Конечно, важны экспертиза, опыт, умение принимать самостоятельно решения, гибкость обязательна. Стойкость и мудрость — например, истерички нет, вообще нет. Тонко чувствующие, эмпатичные люди, способные найти решение в ситуации, которая не устраивает — да. Думаю, мой отдел как раз про это.
— А что команда в тебе ценит, как думаешь?
— Хорошо бы, конечно, спросить у них об этом :) Думаю, умение придумывать небанальщину в рутинных задачах. Ну и договариваться.
— Кто ты им — строгий руководитель, друг, мамочка?
— Знаешь, недавно проходила тест. Мой психотип — Искатель-Развлекатель. Видимо, для них я человек-аниматор — все время придумываешь, а чем бы сегодня заняться, какие интересные активности вам подкинуть на ближайшие три месяца, уважаемая команда. Команда говорит: ну что ж, э-ге-гей, погнали! И мы погнали.
Жизнь с тегом «дедлайн сегодня»
— Марьяна, как проходит твой обычный рабочий день?
— У меня гибридный график. В понедельник, среду, пятницу я приезжаю в офис и вижусь с командой, остальные дни дома удаленно. В офисе в разы все решается быстрее, взаимопонимание лучше. Дома производительность выше, работаешь до вечера с двух мониторов, никто не отвлекает. Между делом утром или вечером фитнес или волейбол, собака в ногах дрыхнет.
Утром работа начинается с разбора рутины — почты, прилетающих задач. Разбираю, ставлю их в план на сегодня, завтра, через неделю и дальше иду по этому плану.
Есть работа администратора — отчеты, таблицы, бизнес-процессы на портале. Есть то, что требует взаимодействия с командой — разбор сложных ситуаций, плана действия, обсуждение важных вещей — например, у дизайнеров часто бывают вопросы по КП, презентациям и другим продающим материалам.
Есть текучка — я играющий тренер, что-то делаю сама. Например, при подготовке к ивенту могу часами выбирать плейсматы для кальянных столиков. Но это мой личный терапевтический эффект, очень успокаивает. Или получаю текст от копирайтера, понимаю, что какой-то блок можно усилить тремя фразами и проще это сделать самой, потому что чувствуешь лучше, чем отправлять на правки с попыткой объяснить, как чувствуешь.
И есть творческие задачи — я их оставляю на конец дня. Какие-то креативные идеи, ивенты, темы для выступлений всегда придумываются вечером. Порой это бывает полная безумная дичь, но и ее можно на следующий день догрузить до чего-то вменяемого.
— И так целый день…
— И так пять дней в неделю! Я работаю по 14-16 часов.
— Но как справляешься?! Это реально вообще?
— Перманентная история. Очень часто никуда тебе не хочется, ничего не хочется. И как бороться? Понятия не имею. Никак.
Ну, переключаться, делать перерывы, обязательно разбивать все задачи на мелкие. Если огромную задачу разбить на 20 штук и вычеркивать каждую при выполнении — ты молодец, такой список большой сделал, хорошо поработал. Не уверена, что это прямо инструмент борьбы с выгоранием — просто инструмент поддержания себя. Спорт здорово выручает.
Мне помогает больше переключений на разные виды деятельности. Быстро убрала квартиру, быстро что-то приготовила, пошла встретилась с друзьями, с собакой вышла. Тебе кажется, что твоя жизнь насыщенная и многоообразная, и ты не пялишься по 14-16 часов за компьютером (самообман, что ж).
— Как семья относится к твоей работе, ко всем этим дедлайнам?
— Муж трудоголик, мы мало проводим времени вместе. Изначально крутились в одной сфере — Костя был диджеем на той же радиостанции в Череповце, что и я, когда стажировалась. Потом — арт-директором в клубах. Сейчас он ушел в совершенно другую нишу, не связанную ни с пиаром, ни с медиа, ни с ивентами. Но конечно, делимся своими успехами, победами, разочарованиями.
Если говорить в целом, вся жизнь с тегом «дедлайн сегодня». Work-life balance? Господа, это иллюзия. Говорят, надо расширять команду и делегировать — ничего подобного. Расширяешь команду — начинаешь работать еще больше, потому что команде тоже требуется внимание. Все отдавать без вмешательства невозможно — одним глазом, но все равно подсматриваешь и в курсе хода работ.
— В выходные не работаешь?
— В выходные стараюсь себя дисциплинировать, не браться за рабочие темы. К счастью, в субботу-воскресенье в нашей сфере можно отдыхать, мы не банки и не логисты с утечкой базы данных — кризисные ситуации стремятся к нулю.
В субботу я овощ. Я сначала этого стеснялась, думала — блин, жалко же целый выходной лежать, грызть шоколадки и смотреть сериал. Потом почитала: оказывается, это норма, если 5 дней твой организм работает на износ, у него нет никаких вариантов, кроме как в субботу просто релакснуть. Иначе неоткуда брать ресурс, чтобы на следующей неделе опять носиться.
К воскресенью отхожу и больше времени посвящаю движняковым занятиям. Перемещаюсь по Москве, встречаюсь с друзьями, занимаюсь спортом — сейчас это пляжный волейбол. До недавнего времени я играла в классический волейбол в команде в ЛВЛ, в 2024 году решила себя попробовать в пляжном.
— Любовь к волейболу у тебя от папы-тренера?
— И да, и нет. Да, папа и брат — профессиональные тренеры, жена брата — еще недавно профессиональный игрок, сборница. Достались данные от папы — выносливость, прыгучесть, реакция неплохая. Но этого спорта не было в моем детстве. Родители были против — проблемы со зрением, плюс волейбол очень травмоопасен, особенно для непрофессионалов. Вывернутые голеностопы, рваные ахиллесовы сухожилия — частая история для новичков.
Когда я переехала в Москву и начала играть в волейбол — первые два года скрывала это от родителей. Говорила, что что фитнесом занимаюсь. Потом решила, что я большая девочка и могу сказать уже правду :). Хотя пожалела почти сразу, при первой серьезной травме. Помню, как папа кричал в трубку, хотя такого он себе не позволял по отношению ко мне никогда. Волейбол — очень азартный, для увлекающихся. А вот постоянный интерес к тренажерному залу мне дается тяжелее. Уговариваю себя.
Я интроверт, который включает тамаду-аниматора
— Скажи, какой он, настоящий пиарщик? Действительно ли спит до обеда, тусит на презентациях, пьет шампанское и с Анной Асти делится секретами?
— Ну про работу 14-16 часов в день ты уже поняла. Вообще все, кто связаны со СМИ, встают пораньше и ложатся попозже.
Про тусовки… сейчас даже в digital тусоваться надо. Ты должен мелькать, светиться в деловых ивентах, общаться, чтобы тебя знало комьюнити, чтобы когда потребуется спикер или комментарий — тебя вспомнили. Но в этом случае не останется времени на обычную работу.
Здесь нужно найти какой-то баланс. И кажется, в моем случае это удалось — все, кому я нужна, меня знают и добираются. Кому-то эта история нужна больше — и тогда у них появляются должности амбассадоров, евангелистов, которые не занимаются операционкой вообще, просто тусуются и выступают, все лиды передают в коммерческий департамент.
— И такие пиарщики бывают. А какие-то общие качества должны быть у представителя этой профессии?
— Это гибкость, умение находить общий язык с любым самым неприятным, самым неэмпатичным человеком. Возможно, просто сойтись по вайбу, через личные коммуникативные качества, либо предложить интересную взаимовыгодную историю. В любом случае это умение договариваться, им нужно владеть.
— А если человек интроверт, а ему надо общаться? Вообще, бывают пиарщики-интроверты?
— Ну я считаю себя интровертом. Уже рассказывала про тип личности, я развлекатель — а это экстраверт. Во мне тамада-аниматор включается строго в рабочих историях, я становлюсь экстравертом по необходимости, когда понимаю, что это нужно. Подойти к клиенту на мероприятии, пообщаться — да, конечно. Быть звездой-зажигалкой в незнакомой компании — нет, спасибо. Если это личная жизнь, я могу сидеть тихонечко в углу. Копить энергию.
— То есть ты себя не превозмогаешь?
— Нет, отношусь как к работе. Как с рабочими отчетами. Кому они вообще нравятся? Но это моя работа, значит, общительности быть.
Видео про клизмы и заплыв по Неве в костюме рыбы
— Марьяна, что самое сложное в профессии пиарщика?
— Быть хорошим человеком. Шутка. Или не шутка? Вспомнила, как в универе на первой же лекции нам рассказали этот анекдот.
Пиарщик умирает. Попадает в чистилище и спрашивает ангела:
— Почему чистилище? Я же был хорошим человеком, верным мужем, занимался благотворительностью, помогал родителям, воспитал добрых детей и так далее.
— Да, но ты был пиарщиком.
Что такое пиарщик? Он помогает людям и компаниям показывать свои плюсы. По факту, манипулирует знанием. Плохо ли это? Ну такое. А с другой стороны, огромное количество людей не понимают, как работает интернет-маркетинг и пиар, а это реально полезный для их товаров и услуг инструмент — и мы доносим эту мысль. Да, в этой профессии нет высоких смыслов, как в социальных проектах. Но благодаря ей мир узнал о миллионах отличных компаний, их ценностях, миссии, продуктах. О благотворительных организациях и тех, кому нужна помощь, в конце концов. Это тоже получается через наши инструменты.
— А личным пиаром ты занимаешься?
— Ленюсь или не нахожу времени. Собственного TG-канала нет, соцсети веду через пень-колоду. Впрочем, в последнее время выступаю много. А недавно услышала мнение извне, что у меня в тусовке образ самого небанального пиарщика из digital. Удивилась.
Правда, есть и нетипичные истории личного пиара «поневоле». Еще в «Останкино» практиковались на формате «научи зрителя что-то делать». Адекватные люди и будущие телезвезды учили заплетать косички, шить и печь пироги. Мне было интересно рассказывать на камеру, как ставить клизму. Где-то взяла резиновую женщину из секс-шопа и демонстрировала процедуру на ней. Ролик утек в сеть и попал на медицинские порталы. В Яндекс.Видео вылезало по запросу “как ставить клизму” в ТОП-2 выдачи. И трафик был сумасшедший. Правда, это я обнаружила лет пять спустя.
А вторая история — участие в питерском фестивале Фонтанка SUP. Мероприятие для фриков в хорошем смысле, люди одеваются в необычные костюмы и по Фонтанке фигачат 8 километров на веслах. Кстати, интересно, что в связи с хейтингом квадробинга получится в новом году.
Обожала этот фестиваль еще до толп и подбирала самые дикие костюмы — от Вилсона из «Изгоя» (поролоновый костюм весил 7 кг — оказался бы он в воде, подозреваю, вытащить меня не успели бы) до Эсмеральды с козой. И однажды я победила в костюме принцессы-рыбы из армянского мультика. Все знают: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем». Губы и хвост — все было при мне.
Помните эту силиконовую конструкцию, которую года три назад авикомпания «Победа» якобы закупала для стюардесс для тренировки улыбки? Эта новость была, конечно, пиаром и в целом фейком, но тренажер реально крутой. Пять часов в этой штуковине, рот устал смыкаться, поэтому литр слюней попал в каналы Питера (извините, местные жители). В этот день про меня написали буквально все самые охватные издания. Двач, Пикабу, Лентач — многомиллионный трафик. Если бы там было что-то крутое и про Kokoc Group, я бы сделала свой KPI на годы вперед.
— А какие самые обидные факапы ты допускала и как исправляла?
— Тут не будет громких репутационных историй. Все под контролем :) Лет 8 назад разместили статью в Roem.ru, где было дикое количество хейтеров чего угодно. Статья была от лица руководителя SEO, достаточно напряженная, и он для простоты подсчетов экономики бизнеса сказал в тексте, что сеошник получает 100 тысяч рублей. Точнее, было вот так: «Допустим, сеошник получает 100К…».
И все зацепились за эти 100 тысяч рублей! Сначала начались комментарии типа «это из-за вас такой SEO дорогой». Потом начали хейтить всех сеошников на свете. Конечно, ERR был дикий, но плохо управляемый. С точки зрения ненависти к общей SEO-индустрии это был потрясающе показательный кейс. Мы знали, на что шли, отправляя статью на Roem. Значит, подсознательно были готовы к такому вниманию. Хорошо, что времена изменились.
P.S. Пиарщики не спят с нужными людьми!
— Скажи, чем бы ты занималась, если бы весь диджитал свернулся?
— Я была бы владельцем хоумстейдж-агентства (повышение привлекательности квартиры для дальнейшей сдачи в аренду или продажи) или занялась бы диджитализацией ивентов. Хотела бы быть не координатором всего на свете, это я терпеть не могу, а отвечать за креативную составляющую, концепты, визуализацию. Разумеется, с механиками оцифровки результатов. В этих направлениях вижу от себя толк.
Еще одно время я всерьез рассматривала открытие салона свадебных платьев. Я следила за мировыми модными трендами, подмечала, как они проявляются в России. Но собственный опыт убедил меня, что это плохая идея, потому что свадебный бизнес сейчас не в форме, невесты стараются сэкономить и заказывают реплики. И очень тяжело конкурировать с дизайнерскими брендами на аудиторию, у которой есть деньги на оригинальные бренды. В общем, остыла. Наблюдаю издалека.
— Что ты любишь в этой жизни больше всего?
— Солнце и шоколад.
— На какой вопрос тебе хотелось бы ответить, но его никогда не задают?
— Никто не спрашивает, приходится ли пиарщикам спать с нужными людьми. Ответ – нет, не приходится. Даже не предлагают! У нас вообще не продажная профессия — это все сказки и сюжетные приемы сценаристов.
— Согласна! Спасибо за интервью, Марьяна!
Комментарии