Кто такой геймдизайнер: чем он занимается и как им стать

Контент-маркетолог
Стаж 15 лет

Геймдизайнер (от английского game design, игровое проектирование) — это специалист, который занимается проектированием игры наряду с разработчиками и другими специалистами. Простыми словами, геймдизайнер — специалист, ответственный за концептуальную часть игры, то есть идею, основные механики, персонажей. 

Если вы еще не поняли суть этой профессии, логично провести параллель с кинематографом. В этом случае роль такого специалиста максимально близка роли режиссера. Ну а в традиционной разработке эта роль наиболее близка постановщику задач.

Бумажный прототип, созданный при разработке игры Diamond Trust of London
Бумажный прототип, созданный при разработке игры Diamond Trust of London

Из-за не совсем корректной трактовки термина «дизайн» в русском языке многие путают геймдизайнера с художником. Но это совсем разные специалисты. Да и самих игровых дизайнеров можно разбить как минимум на три вида: 

  1. Проектировщик уровней. Создает код для игрового интерпретатора, используемого для генерации игровых карт. Сама карта формируется в так называемом редакторе уровней. Проще говоря, дизайнер уровней создает разные уровни или этапы в игре. 
  2. Главный дизайнер. Координирует действия других работников студии или команды — от художников до программистов. Благодаря большому опыту такой специалист может успешно обходить сложности и решать проблемные ситуации, когда квалификации рядового дизайнера уже недостаточно.
  3. Создатель игровой механики. Выдвигает конкретные требования команде программистов — например, как будет прокачиваться уровень персонажа или как он будет взаимодействовать с игровым миром. Этот специалист имеет технический бэкграунд и он отлично знает, как концепция игры может быть перенесена в код. Это одна из сложнейших задач, так как игровая механика должна быть не просто сбалансированной, а продуманной до идеала. Иначе гeймплей будет не интересным, и покупать такую игру никто не будет.

Кроме трех вышеописанных видов, можно выделить еще пять типов таких специалистов. В играх они создают:

  1. Интерфейсы.
  2. Игровой мир.
  3. Сюжет.
  4. Игровой мир.
  5. Иные системы.
Прототипы, созданные на этапе предварительного проектирования, часто используются в качестве пруфа при внедрении новых правил или механик игрового процесса
Прототипы, созданные на этапе предварительного проектирования, часто используются в качестве пруфа при внедрении новых правил или механик игрового процесса

Чем занимается геймдизайнер

Специалист по компьютерным и видеоиграм работает на всех этапах разработки игр. Причем его должностные обязанности не являются типовыми и всегда различаются. Вот примеры нескольких задач, которые должен выполнять такой специалист:

  1. Создание патчей. Такие «заплатки» выпускаются разработчиками игр, чтобы устранить какой-либо недочет или ошибку, которая не была локализована на момент релиза игры.
  2. Разработка игровых идей. Это могут быть полноценные игровые вселенные или разработка конкретных игровых механик.
  3. Фидбэк для СМИ. Иногда они отвечают на запросы специализированных изданий, например, о проблемах с игрой или о датах выхода предстоящих игр.
  4. Тестирование игр. Они могут работать бок о бок с другими разработчиками, чтобы гарантировать отсутствие ошибок в игре от начала до самого конца. Конечно, крупные студии нанимают отдельных тестировщиков. Но для инди-проектов, когда один специалист объединяет сразу несколько ролей, такое развитие событий вполне реально. 
  5. Документация кода. Попутное устранение ошибок или недочетов, которые накапливаются в процессе написания игры.
  6. Создание раскадровки игрового опыта, описание тонкостей геймплея.
  7. Создание общей концепции игры.
  8. Разработка персонажей.
  9. Разработка сюжета.

Изначально нужно быть готовым к максимально кропотливому, бесконечному труду: одна решенная проблема порождает две-три новых. И так до финиша, то есть до релиза игры. Однако и после него работа над игрой не останавливается.

Интерьер студии, которая занимается созданием игр
Интерьер студии, которая занимается созданием игр

При ответе на вопрос, что делает игровой дизайнер, нельзя не упомянуть о специфике компьютерной игры как таковой. Ведь по сути игра — это просто программа, которая имеет собственные параметры и свойства. Он бесконечно изменяет эти составляющие, создавая логику и настраивая ограничения. Другими словами, формирует механику игры.

Правила и ограничения в игре невероятно важны, ведь без них геймплей будет скучным и неинтересным.

Что должен знать геймдизайнер

Он постоянно играет, но пишет код или рисует очень редко. Это несколько искаженное представление о профессии, хотя в целом оно может соответствовать действительности, особенно в крупных студиях.

Главное, что вы должны знать: гейм-дизайнер делает вообще все, что не могут сделать другие специалисты в студии. Например, нужно срочно изменить игровую механику, внести изменения в игровой баланс или быстренько разработать новый квест. Либо дополнить сценарий игры или создать краткое описание предмета. Кто, если не он? 

Требования к специалисту со стороны работодателя-студии
Требования к специалисту со стороны работодателя-студии

Пожалуй, именно он (в плане навыков и знаний) является наиболее универсальным бойцом. Судите сами — вот какими знаниями желательно обладать:

  • Азы разработки. Это может быть знание Python или С#. Все это точно пригодится в процессе создания игр, как минимум — в процессе коммуникации с программистами.
  • Умение работать в графических редакторах (от растровых и векторных до 3D-редакторов).
  • Математика. Нужны хотя бы первоначальные азы в математике. Не лишней будет и физика, так как механика всех игр в той или иной мере использует законы этой дисциплины.
  • Психология. Зачем она нужна? Все просто — в процессе создания игры приходится часто ставить себя на место игрока, понимать его поведение, его действия и логику.
  • Soft skills. Ничуть не менее важны, чем хард навыки. Нужно много общаться, иметь дизайнерское мышление (в истинном смысле этого слова), быть не только изобретателем, но и конструктором.

Также нужно любить игры. Если вас к ним не тянет, заниматься их разработкой — не слишком хорошая идея. Придется играть, много и долго. Профессионалы, которые работают в студиях, тратят только на сам процесс игры около 60 часов в неделю. Примерно столько же или чуть больше приходится отдавать непосредственной разработке игр.

Как стать геймдизайнером

В 2022 году рынок разработки игр огромен — к такому специалисту предъявляются самые серьезные требования. Кроме того, предложение значительно превышает спрос на этих специалистов, поэтому начинающий дизайнер игр должен доказать студии, что он чего-то стоит. 

Заработать стоящее портфолио в играх без трудоустройства в студию очень сложно, поэтому многие начинающие специалисты берутся за любые проекты, включая смежные отрасли. Например, занимаются тестированием игр. 

Чтобы набраться опыта и составить портфолио, многие начинающие создают патчи, моды, устраняют ошибки в уже существующих играх. И, конечно, приходится заниматься разработкой игр без коммерческого интереса, такие любительские проекты могут быть формальными и создаются с одной целью — закрыть дыру в портфолио.

Способов начального становления в отрасли всего четыре:

  1. Самостоятельное обучение — например, создание уровней в специальных игровых редакторах. Этот навык развивается, и постепенно новичок переходит к изучению Unity.
  2. Трудоустройство в студию. Совсем без опыта попасть можно разве что тестировщиком игр. Стажировка в известной студии — заветная цель любого, кто мечтает войти в индустрию. Даже с тестирования можно получить опыт и в дальнейшем трансформировать его в иные направления.
  3. Платные курсы. На русском языке их не много. Гиганты онлайн-обучения предлагают крайне скудные методички, которые не помогут обрести профессию. Нужна практика. Много и долго.
  4. Университет. Один из лучших способов постигнуть профессию. Но — только для зарубежных граждан, так как в России найти вузы, которые специализируются на этом направлении, практически невозможно.

Где учиться на геймдизайнера

Профильное образование в российских вузах по такой специальности просто отсутствует. Поэтому, если вы хотите получить структурированные знания в gamedev, придется воспользоваться сайтом Coursera — там опубликованы курсы многих зарубежных университетов, посвященные геймдизайну. 

На Coursera опубликовано более 680 курсов по GD
На Coursera опубликовано более 680 курсов по GD

Программа по геймдизайну университета Южной Калифорнии считается лучшей в США. Там есть два варианта: бакалавр и две разных магистратуры, которые готовят студентов к разработке игрового дизайна. 

Хорошо проработанные онлайн-курсы есть у Стэнфордского и Мичиганского университетов. Оба курса доступны на Coursera.

Состав курса Game design and development Мичиганского университета
Состав курса Game design and development Мичиганского университета

В России обучиться этой специальности можно обучиться в Scream School. Это уникальная в своем роде школа, которая готовит специалистов игровой индустрии, включая дизайнеров.

Ну и конечно, есть российские онлайн-курсы (Skillbox, «Нетология», GeekBrains). Эти курсы дают лишь базис, имеют максимально сжатое содержимое и не годятся для постижения профессии в одиночку. Настоящую практику они не дают. Настоящая практика — в студии.

Где геймдизайнеру искать заказы

Объявление о найме студии размещают на самых разнообразных площадках. Это не только специализированные сайты и сообщества в социальных сетях, но и HeadHunter и SuperJob.

Вот четыре специализированных сайта, которые регулярно размещают вакансии в геймдеве:

  1. App2Top. Сайт для разработчиков издателей и любых других специалистов, которые причастны к игровой индустрии. Здесь не только интересные новости и статьи по маркетингу, аналитике, но и любопытные интервью. Есть раздел HR, в котором российские и зарубежные компании делятся своим опытом, связанным с трудоустройством на рынке.
  2. Jobs.staya.vc. Сайт, целиком посвященный трудоустройству в геймдев. Здесь множество вакансий, которые так или иначе связаны с графикой и дизайном. Есть удобные фильтры для поиска вакансий: специальность, местоположение, тип занятости.
  3. GameDev.ru. Специализированный сайт для всех, кто связан с индустрией разработки игр. На форуме есть ветка «Вакансии», где студии регулярно ищу новобранцев — как на разовую работу, так и на работу в компании. На форуме можно опубликовать собственное резюме, чтобы увеличить шанс отклика.
  4. Unity3d.ru. Проверенный форум, где можно найти предложения о работе или опубликовать собственное портфолио.
Раздел с предложениями работы на форуме unity3d.ru
Раздел с предложениями работы на форуме unity3d.ru

Ну и два сообщества VK, где можно найти хорошие вакансии по этой специальности. Эти сообщества постоянно обновляются, так что без работы хороший специалист точно не останется. 

  • Game Development Jobs (вакансии, freelance, Work). Здесь можно найти аутсорсинг заказов на команды, фриланс, предложения студий. Также есть много вакансий, которые связаны не только с разработкой игр, но и с вебом.
  • «Работа в геймдеве». Здесь вы найдете вакансии от студий и разовые заказы на фриланс.
Пример вакансии в сообществе. Требования к Unreal Engine Developer
Пример вакансии в сообществе. Требования к Unreal Engine Developer

Сколько получает геймдизайнер

В России зарплаты этого специалиста довольно скромные. По данным специализированных изданий, которые занимаются изучением рынка трудоустройств, средняя зарплата в России составляет 58 300 рублей (данные 2022 года). По другим данным, средняя зарплата этого специалиста по России — 45 000 рублей. 

Как и на других позициях, зарплата сильно варьируется в зависимости от города, где расположена студия. В Москве зарплата самая высокая — 61 000 рублей в среднем, самая низкая в Воронеже — 22 000 рублей. Золотая середина — Казань и Нижний Новгород. 

И, конечно, зарплата сильно варьируется в зависимости от опыта соискателя:

  • Без опыта — могут рассчитывать на зарплату от 21 000 до 50 000 рублей. 
  • Специалисты с опытом от 1 до 3 лет — от 70 000 до 115 000 рублей. 
  • С опытом от 3 до 6 лет — от 100 000 до 290 000 рублей. 

*Данные получены с учетом вакансий, размещенных на SuperJob и HH.ru

А вот за рубежом цифры гораздо более впечатляющие, что и неудивительно — там геймдев как индустрия развит гораздо больше. Выставки, конференции по играм, шоу, игровая продукция — все это обычное дело. Так в US средний дизайнер игр получает около 80 000 долларов в год, или 6 750 долларов ежемесячно. 

Уровни зарплаты начального, младшего и старшего специалиста за рубежом
Уровни зарплаты начального, младшего и старшего специалиста за рубежом

Плюсы и минусы профессии геймдизайнер

Сначала преимущества:

  1. Возможность попробовать игру раньше официального релиза.
  2. Возможность работать удаленно (но зарплата, как правило, в таком случае будет ниже, чем при полноценном устройстве в студию).
  3. Можно работать даже без навыков кодинга или не умея рисовать.
  4. Большой спрос и уровень зарплат за рубежом.

Перечислим шесть главных недостатков профессии, которые могут стать барьером к изучению специальности:

  1. Требуется высокая усидчивость.
  2. Игры вызывают привыкание и могут стать проблемой в дальнейшем.
  3. Плохая осанка — профессиональное заболевание.
  4. Далеко не во всех студиях практикуется либеральный подход к работникам. Часто дедлайны требуется сдавать по принципу no-matter-what (несмотря ни на что). Приходится работать ночами напролет, чтобы закрыть задачу.
  5. Конкурентоспособную зарплату получают только топовые спецы, пробиться туда невероятно сложно.
  6. Узкая специальность, которую сложно перенести на другие отрасли разработки.

Игровая разработка — невероятно конкурентная отрасль. Именно поэтому любой продукт подвергается большим рискам: от возможности компрометации со стороны конкурентов до неудачной концепции, которая не позволит игре стать популярной.

Абсолютно любой недостаточно качественный компонент — графика, геймплей, сюжет, персонажи и даже музыка — может убить игру. 

Заключение: сложно ли стать геймдизайнером + бонус 

Игры — не только красивая графика. Это и запоминающиеся персонажи, убедительные диалоги, захватывающий геймплей, красивая музыка. Игры — это также проработанная до совершенства игровая механика. Все перечисленное невозможно воплотить без геймдизайнера. 

Сложно ли стать геймдизом? Не сложнее, чем разработчиком на C++, например. Можно даже сказать, что в России стать дизайнером игр проще, чем на Западе. За рубежом большинству игровых дизайнеров нужна степень бакалавра, чтобы претендовать на работу в студии. Многие получают степень в области искусства, информатики, кино или иных смежных областях. Некоторые игровые дизайнеры получают азы, посещая специализированные школы или институты. Но независимо от полученной школы специалист должен иметь портфолио. Иначе в студию просто не устроиться — большинство работодателей хотят видеть реальные проекты (игры), которые вы создавали в качестве дизайнера.  

Хорошая ли это специальность? Отличная! Она перспективна, позволяет заработать деньги и получить новые знания. Специалисты работают по обычному графику, но им может потребоваться дополнительное время, чтобы уложиться в сроки проекта. 

Подавляющее большинство специалистов работают не по найму, а в инди-сегменте. Это значит, что специалист работает на себя. 

Карьера в игровой индустрии позволяет дизайнерам проявлять творческий подход, использовать передовые технологии для воплощения своих проектов, расти профессионально. 

Напоследок приведем 5 лучших книг для тех, кто хочет начать свой путь в игровом дизайне.

  1. Джереми Гибсон Бонд. «Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF».
  2. «Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF»
    «Unity и С#. Геймдев от идеи до реализации (pdf+epub) PDF»
  3. Роберт Зубек. «Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться».
  4. «Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться»
    «Элементы гейм-дизайна. Как создавать игры, от которых невозможно оторваться»
  5. Вячеслав Уточкин, Константин Сахнов. «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих».
  6. Обложка книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»
    Обложка книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»
  7. Марк Таро Холмс. «Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника».
  8. Обложка книги «Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника»
    Обложка книги «Дизайн существ и персонажей. Как создать портфолио концепт-художника»
  9. Том Шэннон. «Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации».
Обложка книги «Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации»
Обложка книги «Unreal Engine 4 для дизайна и визуализации»

Оценить статью
3 ответов

Комментарии

Написать комментарий
Популярные статьи автора
Узнайте стоимость продвижения сейчас
Выберите удобный способ связи:
Выберите удобный способ связи:
Введите Ваш номер телефона:
Введите адрес Вашего сайта:
Введите Ваше имя:
Нажимая кнопку «Получить предложение» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Введите Ваш Email:
Введите адрес Вашего сайта:
Введите Ваше имя:
Нажимая кнопку «Получить предложение» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Оперативно отвечаем в рабочее время: с 10:00 до 19:00
Оперативно отвечаем в рабочее время: с 10:00 до 19:00
Вы уже проголосовали
Возьмем ТОП вместе?
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Цена лидов в различных нишах
Тематика Стоимость лида (Москва/Россия)
Отдых 500
Мебель 350
Оборудование 500
Бансковские услуги 500
Безопасность 500
Организация мероприятий, концерты, праздники 500
Недвижимость 500
Строительство и отделка 500
Грузоперевозки 500
Доставка еды 350
Юридические услуги 500
Бухгалтерские услуги 500
Пластиковые окна 500
Детские товары 350
Автозапчасти 350
Образование 500
Возьмем ТОП вместе?
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Оставить заявку сейчас
Выберите интересующую услугу *
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку
Не пропустите самое интересное из мира SEO и Digital. Только актуальные и самые крутые статьи.
Заявка успешно отправлена!
Наши сотрудники уже приступили к анализу Вашего сайта. Наш менеджер свяжется с вами в течение дня, спасибо!