В конце февраля мы проводили опрос среди российских SMM-щиков на тему возможной блокировки некоторых соцсетей. Прошло больше полугода. Соцсети и правда заблокировали. Что изменилось за это время?
Мы спросили представителей диджитал и бизнеса разных сфер, как они справляются с тем, что запретили привычные каналы трафика, продвижения и развития личного бренда. Задали им такие вопросы:
- Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
- Каких результатов добились там к февралю 2022?
- На какие каналы переориентировались? Как успехи?
- А может, не переориентировались, продолжаете писать там как и раньше?
- Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
Слушаем наших экспертов и делаем выводы!
Федор Жуков, руководитель SMM-проектов Kokoc Group
— Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
— Необычно читать глаголы в прошедшем времени, так как продолжаем их использовать — но без вливания рекламного бюджета! Они необходимы для наших проектов, так как в них есть целевая аудитория. И эта аудитория продолжает заходить в них: изучать контент, общаться.
Собственно, такое поведение пользователей отвечает целям продвижения: узнаваемости в виде того, что мы остаемся на слуху, и продажам (точнее, лидогенерации).
— Каких результатов добились к февралю 2022?
— Боюсь, что цифрами не поделюсь, так как NDA. Могу упомянуть что, что по всем соцсетям измеряли показатели в зависимости от их приоритетности. В первую очередь, лиды. Во вторую — охваты и просмотры.
К февралю наращивали объемы по всем параметрам: чем больше контента размещаешь, тем лучше. Да еще и полезного, а не только про товары-услуги. Сейчас будем сводить аналитику по тому, какими стали результаты сейчас в сравнении с доблокировочным временем.
— На какие каналы переориентировались? Как успехи?
— Пожалуй, здесь не будет уникального ответа Как и многие другие компании, мы сосредоточились на «ВКонтакте», TenChat и Telegram. Также ведем «Линкедин» — он хоть и заблокирован в России, но не запрещен. Да и деловая аудитория там есть. «Одноклассники» подключили, в них есть много нашей аудитории и возможности для рекламного продвижения (спасибо таргетингам и алгоритмам).
По измерению успехов пока рано говорить: стоит замерять на более длительном периоде и с учетом более спокойного времени без лишних негативных инфоповодов.
— Продолжаете писать в запрещенных соцсетях?
— Как написал выше — да, продолжаем размещать контент, общаться с аудиторией. Конечно, без рекламных инструментов в запрещенных соцсетях результаты стали другими, но не нулевыми. Но основные силы, конечно, бросаем на разрешенные площадки. Потому что площадки с возможностью рекламироваться дают больше результатов для нашей цели продвижения
— Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
— Не скажу, что нравится. Все-таки это были довольно популярные в России площадки, которые многие пользователи все равно используют: и потому что привычка, и потому что есть в этом выгода. Так что невозможно вот так просто забыть про них, так как упускаешь возможности для себя и для бизнеса. Поэтому здесь действует стратегия продвижения вне зависимости от доступности площадок: чем в большем количестве соцсетей ты присутствуешь, тем больше аудитории ты привлечешь. А рост охватов по воронке продаж положительно влияет на конечный результат.
Екатерина Цхварадзе, генеральный директор визового агентства PrimeVisa
— Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
— Вели в них рабочие странички агентства. В январе начали давать рекламу в Нельзяграме.
— Каких результатов добились к февралю 2022?
— Мы только начали работу, поэтому цифр привести смогу мало. Но по рекламе 1-2 человека писали, причем лид выходил совсем дешево — намного дешевле, чем в Яндекс. Директ. Для сравнения, в Нельзяграме лид стоил около 50-100 рублей. А в Яндекс.Директе — рублей 500. Как мне кажется, это потому, что в Нельзяграме больше аудитория и меньше конкуренция в плане рекламы.
— На какие каналы переориентировались? Как успехи?
— В плане рекламы альтернативу запрещенным соцсетям мы не нашли. Во ВКонтакте не идет совсем — видимо, аудитория не та. С этого канала вообще не было стоящих лидов — так, просто интересующиеся. Telegram тоже не пошел — давали рекламу в основном в сообществах, там не было отклика. В Нельзяграме нам быстро писали и оплачивали — там, наверное, люди более легкие на подъем. И платежеспособные :)
— А может, не переориентировались, продолжаете писать там как и раньше?
— Продолжаем писать там же, пока без рекламы. Все-таки формат Нельзяграма удобный для соцсетей: листаешь, смотришь красивые картинки. Я сижу там через VPN, пишу актуальные новости — у нас визовое агентство, сейчас много изменений каждый месяц.
— Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
— Есть, но хотелось бы вернуть прежнюю.
Ренат Янбеков, директор SMM-агентства NÉRPA, автор книги «TikTok без танцев»
— Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
— С начала лихих весенних событий мы нарисовали нашим клиентам наглядную схему, на которой отразили площадки, с помощью которых продвигаться точно можно:
Продвижение на запрещенных площадках мы предлагали клиентам по желанию. Хотят — будем вести и продвигаться с помощью инфлюенсеров и органики. Не хотят — не настаиваем. Результаты нас удивили: большинство клиентов решили временно забыть про «запрещенку», но зато активно высказались за развитие альтернативных площадок. О них расскажу дальше.
Также у нас есть несколько зарубежных клиентов, которых мы продолжаем продвигать в Нельзяграм и TikTok, но результаты там стандартные и ничего особенного нет. Зато есть сильнейшие неудобства при настройке таргетированной рекламы: это делается либо через VPN, либо руками специалистов, находящихся не в РФ.
— Каких результатов добились к февралю 2022?
— Если брать тот же Нельзяграм, то вот пример анализа конкурентов нашего клиента (сам клиент под NDA):
Конечно, есть отдельные кейсы, в которых кто-то все еще получает отличные результаты за счет органики в Reels и рекламы у инфлюенсеров. Но, повторюсь, у нас такого нет, так как мы стараемся не рисковать и особо не делать упор на запрещенные соцсети.
Раньше мы делали очень хорошие результаты в Нельзяграм и Запретобук, но эти времена прошли. Зато вполне классно SMM идет на других каналах.
— На какие каналы переориентировались? Как успехи?
— Одна из наших специализаций — съемка вертикальных видео. Как ни странно, именно для этого формата контента сейчас много возможностей и больше всего доступных площадок.
Раньше способ распространения вертикальных видео у нас был такой:
А теперь такой:
Работаем со всеми площадками, во всех есть плюсы и минусы. Например, в Likee бешеная органика и активность, но слишком молодая аудитория, подходит не всем продуктам. В ВК-клипах есть продвижение с помощью таргетированной рекламы, но бестолковые алгоритмы, которые работают тупо на объеме заливаемых роликов, в отличие от действительно умных алгоритмов ТикТок.
Активно работаем в ВК. Пример продвижения сообщества в мебельной нише — с нуля до 1000 подписчиков за три месяца. Средний CPF — 60 руб.
— Продолжаете писать в запрещенных соцсетях как и раньше или переориентировались на другие?
— Переориентироваться нам не пришлось, так как во всех площадках мы продвигались и раньше. Просто пришлось вернуться к некоторым площадкам, которые ранее проигрывали TikTok и Нельзяграму.
Ну и отдельно жаль, что TenChat не вырос до 30-40 млн. пользователей. Тогда в нем можно было бы запускать рекламу и он был бы равноценной заменой ушедшим соцсетям.
— Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
Мне как специалисту и пользователю изначально нравится, когда площадок много. Чем больше выбора, тем больше возможностей для креатива и результата. Когда меня спрашивали, не заглохнет ли Clubhouse, я выражал надежду, что нет. Пусть будет еще одна популярная площадка.
Поэтому хочу сказать, что жизнь мне эта не очень нравится, но я все равно доволен, что продолжаем заниматься SMM и он не умер.
Евгений Буянов, создатель онлайн-курсов 4brain.ru
— Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
— До 24 февраля 2022 года мы на 4brain вели их весьма активно, пользуясь всеми возможностями — от ведения аккаунта о развитии soft skills до рекламы и бартера с другими сообществами. Особенно хорошо работала реклама lookalike (поиск похожей аудитории). Ее хорошего аналога в других каналах не было и сегодня тоже нет.
— Каких результатов добились к февралю 2022?
У нас было где-то 70 тысяч подписчиков в соцсети с квадратными картинками, и мы набрали хороший темп. А продажи с рекламы были где-то в районе миллиона рублей в месяц.
— На какие каналы переориентировались? Как успехи?
— Так получилось, что Google тоже прекратил рекламу в РФ тоже (а вместе с ним Youtube, КМС и т.п.). Пришлось искать возможности во «ВКонтакте»,«Одноклассниках», Яндексе. Так начали делать все, и ставки поднялись раза в 2 в среднем, а по некоторым направлениям — раз в 5. Кроме того, аудитории на этих площадках для edtech существенно меньше, если не брать массмаркет типа автошкол.
Сейчас у нас продает в основном Яндекс.Директ и органический трафик (рассылка, переход из поиска). Падение где-то на 30-50 %.
— Продолжаете писать в запрещенных соцсетях, как и раньше?
— Да, продолжаем, но пока без рекламы. Эффект раз в 10 ниже.
— Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
— Есть. Пока не очень нравится.
Игорь Филипенко, руководитель интернет-агентства Web112
— Для каких целей вы использовали запрещенные ныне соцсети?
— Для рекламы своих услуг, продвижения личного бренда. Ко мне периодически приходили из соцсетей клиенты разных масштабов, и сейчас продолжают идти, несмотря на снижение моей активности. Я давал рекламу одно время, но недолго — понял, что для меня это будет неэффективно. У меня клиенты шли просто за счет того, что я писал в личный блог. Иногда что-то по своей профессии, иногда о семье, иногда просто размышления о жизни. Вот эти посты и давали мне клиентов.
— Каких результатов добились там к февралю 2022?
— По цифрам — в охватах, просмотрах, лидах и продажах — не скажу, у меня нет среднего чека как такового. Кто-то заказывает небольшую услугу на 15 000 рублей, кто-то большую на миллион. На выходе получается до миллиона рублей.
— На какие каналы переориентировались? Как успехи?
— Рекламу в соцсетях вообще сейчас не даю. Никакой. Пробовал для продвижения TenChat, но по моим ощущениям, туда мало кто заходит. Те из моих знакомых, с кем я взаимно подписан, практически никто никакой активности не ведет.
Я сделал больше упор на развитие в московском бизнес-клубе, в котором уже год состою. Это клуб абсолютно открытых людей, которые хотят делиться опытом, клуб настоящих предпринимателей. Клиенты стали приходить ко мне оттуда — причем клиенты гораздо более интересные, чем из соцсетей.
— А в запрещенных соцсетях продолжаете писать?
— Продолжаю. Но стал писать намного меньше личных постов, чем раньше.
— Есть ли жизнь без Нельзябука и Нельзяграма? Вам она нравится?
— Мне нравится жизнь без соцсетей в принципе. Я не ушел из них — просто снизил активность и ни разу не жалею об этом. Считаю, что многие предприниматели чересчур переоценивали эти соцсети и чересчур там выкладывались. Если бы они просто занимались своей работой, мне кажется, они больше бы зарабатывали.
Я позитивный человек, ищу плюсы всегда во всем. Если запретили эти соцсети — ну что делать, не убиваться же головой об стену. Я просто переориентировался на бизнес-клуб и на развитие своей клиентской базы. Вот и все.
От редакции: Как видим, жизнь без привычных соцсетей и правда не кончается. Наши герои нашли другие каналы для продвижения — при этом почти все продолжают вести страницы в заблокированных соцсетях (писать посты, а не давать рекламу — это важно!). Вот оно, бизнес-мышление: если написание постов приносит клиентов и при этом не запрещено законом, почему бы не использовать этот вариант! А рекламу можно дать и в других, незапрещенных, соцсетях.
Комментарии