Сегодня на огонек редакции Kokoc.com прилетели две очаровательные ведьмочки — руководитель аккаунт-менеджеров, биздев Марина Кратистова и SEO-оптимизатор Елена Сорокина. Красивые, уверенные, сильные личности, которые знают себе цену и становятся с клиентами равноправными партнерами. Расскажите, как вы это делаете!
Мы стали друг другу как родные
— Марина, Лена, как вы начали заниматься SEO и как пришли в Kokoc.com?
Марина Кратистова:
— Изначально я пошла учиться маркетингу и пиару, потом получила высшее по менеджменту организаций. Всегда видела себя в рекламе, диджитал. С SEO познакомилась 13 лет назад на первом месте работы — в агентстве, которое вскоре поглотил Kokoc, и мы плавно перешли в группу компаний.
В Kokoc.com я пришла на должность аккаунт-менеджера по SEO, потом стала группхедом (руководителем) аккаунтов, а потом и биздевом. Но продолжаю вести свою базу клиентов как аккаунт вместе с Леночкой.
Елена Сорокина:
— О SEO я долгое время ничего не знала, и в digital даже не собиралась. По образованию я инженер, занималась материаловедением полупроводников и планировала идти в аспирантуру, заниматься наукой. Получила свой красный диплом, и прямо после выпускного нам сказали: аспирантура будет не раньше, чем через полгода, съезжайте из общаги и устраивайте свою жизнь.
Что ж, пришлось устраивать жизнь. Я срочно устроилась на работу в крупный стартап, который запускал огромный интернет-магазин. И меня как инженера взяли заведовать направлением электромонтажного оборудования. Надо было делать все, начиная от поиска поставщиков и заканчивая продажами и наполнением сайтов.
Так я начала заниматься сайтом — наполняла раздел по электромонтажке. Все делала интуитивно — изучала сайты конкурентов и применяла у себя. Однажды руководство нашло подрядчиков по SEO и сказало: не пугайся, они будут вносить изменения на сайт. Но я испугалась: мне казалось, они все портят, заголовки меняют, тексты с ошибками добавляют, зачем?! Это было мое первое касание с SEO.
Параллельно я заинтересовалась отрисовкой дизайна и версткой, все глубже вникала в развитие сайтов и пришла к тому, что начала изучать SEO. Читала информацию из открытых источников, пробовала на своих проектах и поняла, что хочу быть SEO-аналитиком: тестировать, изучать, искать интересные решения.
В то время, в 2011 году, у всех на слуху был Ашманов и Kokoc. Офис Kokoc был ближе территориально плюс слышала отзывы знакомых, и я решила устроиться туда. Закинула резюме на вакансию помощника SEO-аналитика и пришла на собеседование. Причем сначала меня собеседовали на помощника SEO-оптимизатора, мы немного не поняли друг друга. Но я хотела быть именно аналитиком и добилась, что меня взяли. Практически без опыта, без особых знаний — наверное, руководству понравилось, что я очень хотела учиться.
Пришла в отдел SEO-аналитики к Сергею Вирясову, доросла от помощника до аналитика. Через пару лет меня попросили перейти в оптимизаторы, заменить человека. И осталась я там до сих пор :)
— Не жалеешь, что не срослось с аналитикой?
— Ну почему не срослось? Один опыт дополняет другой. Да и работа аналитика присутствует в работе оптимизатора. У нас просто чуть меньше выборка, мы больше погружены в операционку. Но год назад у нас стартовал отдел экспертизы, где мы ведем сложные и нестандартные проекты, больше занимаемся аналитикой. Постепенно планирую полностью перейти в этот отдел. Круг замкнулся.
— Когда вас поставили работать в пару? Вы знали друг друга до этого?
Марина Кратистова:
— Мы познакомились много лет назад, еще в старом офисе Kokoc.com на Юго-Западной. Вместе не работали, просто знали друг друга, много лет общались. Потом Леночка ушла в декрет, а когда вышла осенью 2020, мы стали рабочей парой. У нас были дружеские отношения, поэтому никакой притирки не было. Сразу как родные :)
Суперскорость и перфекционизм — идеальный тандем
— Расскажите, в чем суть рабочей пары и какие плюсы дает такой формат работы?
Марина Кратистова:
— В рабочей паре над проектами работают не отдельные специалисты, а сплоченная команда из аккаунта и оптимизатора. Плюсы для нас в том, что мы делим ответственность за клиента. Нет такого, что один накосячил, а другой ни при чем. Нет такого, когда оптимизатор работает с разными аккаунтами и они его все время дергают — об этом красочно рассказала Даша Бешенцева в интервью Мы как Салли иМайк Вазовски: что такое рабочие пары и как они помогают клиентам.
Мы спокойно расставляем приоритеты и эффективно планируем работу. Полностью погружены в проект — и это дает стабильность и уверенность клиентам. Не бывает ситуаций, когда один оптимизатор дает клиенту одни рекомендации, через месяц другой оптимизатор приходит и говорит: нет, все не так, давайте по-моему.
Елена Сорокина:
— Кроме того, мы можем подстраховать друг друга, потому что полностью доверяем профессионализму партнера. Если Марина в отпуске, я могу провести одна встречи с клиентами. Аналогично Марина закрывает многие оптимизаторские вопросы — она много лет занимается в SEO и понимает процессы от и до.
— И все же вы разные люди, как вам работается вместе?
Елена Сорокина:
— Марина у нас — суперскоростная ведьмочка, многозадачная, может параллельно делать 100 500 дел. При этом успевает работать, параллельно проходить разные курсы, вебинары, семинары, безумно вкусно готовить! Вроде человек работает целый день, а потом заходишь к ней в сторис, а у нее там первое, второе, третье, четвертое, пятое. И компот! И всё мишленовского уровня!
Марина Кратистова:
— А я могу похвалить Леночку за вдумчивость, глубину. Если она за что-то берется, обязательно найдет суть проблемы, выявит ее и устранит. У нее очень сильный внутренний перфекционист, она просто в силу своего естества не может сделать плохо.
В нашей сфере, к сожалению, много поверхностных людей, которые спустя рукава относятся к работе. Проседают у клиента позиции? Да это просто поменялись алгоритмы, скажут они, ничего страшного, через месяц вырастут. А Лена будет ковыряться и обязательно докопается: действительно ли поменялись алгоритмы и что надо подкрутить, чтобы исправить ситуацию. А если не поменялись — будет искать, почему позиции просели, на что это может повлиять и как это исправить.
— А в чем ваша совместная суперсила?
Елена Сорокина:
— Маришка может ускоряться, я замедляться, углубляться, а вместе у нас идеальный симбиоз скорости и глубины. Если мне нужно время покопаться, разобрать проект по полочкам, Марина мне его освободит. А иногда прямо скажет: «Леночка, услышь меня, не надо тут копаться». И я услышу.
Если вдруг не можем синхронизироваться — мы созваниваемся, говорим, у кого какие задачи, и мэтчим их. Составляем план и двигаемся по нему.
— Вы работаете вместе уже больше 4 лет. Каких результатов достигли вместе?
Марина Кратистова:
— Во-первых, у нас одна из самых больших баз клиентов, которую мы вырастили. И это не за счет количества, а посредством качественной комплексной проработки проектов. Таким образом у нас была самая большая база по общему бюджету, но при этом самое маленькое количество клиентов. И средний чек был наибольшим среди рабочих пар, да и возраст проектов у нас достаточно большой — порядка 5-6 лет. Но, к сожалению, сейчас пришлось отдать часть проектов, чтобы высвободить время для управленческих задач в рамках группхедства и биздевства.
Во-вторых, отличные кейсы по проектам:
- Кейс: продвижение сайта растений и цветов в интернете
- Кейсы SEO продвижения сайта, примеры раскрутки сайтов.
- Кейс: продвижение сайта медицинской клиники IMMA в Москве.
- Кейс: продвижение фармацевтического сайта в интернете — с ним мы выиграли внутренний конкурс кейсов в Kokoc.com.
В-третьих, выступления на конференциях:
- Выступили с кейсом на конференции CallDay.Medicine 2021 вместе с представителем заказчика.
- С кейсом про Chat GPT выступили на 10 международной IT-конференции «Стачка» в сентябре 2023 года:
https://rutube.ru/video/f967338848bdd89e9102957609d8d700/
Выступаем на «Стачке»
- В декабре 2023 рассказали про инструменты роста трафика в органической выдаче для медицинских сайтов в онлайн-конференции “МЕДИЦИНСКИЙ МАРКЕТИНГ-2023”.
В-четвертых, есть благодарности на сайте от клиентов:
Ну и лучший результат — когда клиент приводит к нам другие свои сайты, потому что доверяет как профессионалам, ему с нами удобно общаться, он видит эффективность и хочет, чтобы и остальные его проекты вела именно эта рабочая пара.
Мы хотим, чтобы было интересно жить
— Чтобы так слаженно работать, надо сильно уважать и понимать друг друга. Даже больше — надо быть хорошими подругами и близкими людьми. Я угадала?
Елена Сорокина:
— Да, мы не только напарники, мы действительно стали близкими подругами за эти годы. Поэтому у нас не только рабочие, но и моральные обязательства друг перед другом. Если ты накосячишь, ты подведешь не просто коллегу, ты подставишь свою подругу. Допустим, я сейчас не доделаю рекомендации для сайта, а завтра клиент будет выговаривать Марине за это. Я не готова подставлять своих друзей, поэтому выкладываюсь по полной.
Марина Кратистова:
— Еще у нас схож темп жизни. Мы обе достигаторы — хотим успевать все, живем на максималках, и нас это драйвит! Я девочка-отличница, у которой не было ни одной четверки в году, Лена с красным дипломом.
Я абсолютно социальный человек, не могу без общения, мне нужно много людей. Как только я замыкаюсь в каком-то одном кругу, я пытаюсь из него выйти и обрастать новыми связями. Поэтому жизнь у меня активная: работа, увлечение недвижимостью, готовкой, спорт — занимаюсь с тренером Аней Сулим (бывшая кокосовка, многие старички ее помнят) и самостоятельно по методичке, бегаю в парке либо на дорожке.
Каждые выходные соревнования у дочки по бальным танцам. Думаешь, с утра отоспишься — как же!
Я хочу интересно жить! Чтобы и семья, и дом, и работа, и бизнес, и спорт, и дети на спорте, купить дом, купить машину, купить еще одну машину, поехать отдыхать, поехать на подольше отдыхать….
Не хватает денег? Придумай, что сделать, чтобы хватало! Чем больше ты себе задач ставишь, тем интереснее жить. И когда ты этого достигаешь, твоя самооценка, которая и так не маленькая, растет еще больше.
Елена Сорокина:
— О дааа. Достигаторство наше все. У меня дети, их соревнования по танцам, участие в конкурсах, разъезды-переезды, костюмы-репетиции, привези-отвези. Все в учебе, в школе, кружках, танцах и в спорте сейчас.
Я сама с детства занималась танцами, потом в жизнь пришел фитнес, йога, лыжи и многое другое. Но сейчас моя страсть — это спортивная гимнастика и акробатика. Ради этого я готова закончить вовремя работу, отложить задачи, закрыть компьютер и идти в любое время дня и ночи и в любую погоду в любимый зал «Гелиос».
Я очень кайфую от этих тренировок! Получаю мощный заряд энергии и выплескиваю весь накопившейся негатив, расслабляю мозг. Отдыхаю от работы… а мое достигаторство переключается в другое русло — освоение новых элементов. Тренер с первых дней шутил, что во мне умер олимпийский чемпион :)
https://rutube.ru/video/bb12d86b1bf465b3573b180539ae4827/
В перерывах между проектами и семьей Лена предпочитает заниматься акробатическими прыжками
Еще одно мое увлечение — живопись! Открыла его для себя 5-6 лет назад, даже прошла курсы современной живописи в разных техниках. Только сейчас на это редко получается найти время с нашей загруженностью.
— А вот эти личные качества — достигаторство — отражаются на работе?
Марина Кратистова:
— Конечно! SEO — нестабильная сфера, тут не заскучаешь. Постоянно новые алгоритмы, апдейты, появление искусственного интеллекта. И тебе снова нужно это изучать, и это круто! Главное в достигаторстве — не хвататься за все подряд, а фокусироваться на том, в чем можешь развиваться и быть полезной. Именно поэтому мы остаемся в SEO — четко понимаем свою полезность и то, что можем развиваться в этом и дальше. И при этом развиваемся в других сферах, чтобы расширять кругозор.
Елена Сорокина:
— Добавлю — из-за того, что работаешь в агентстве, у тебя постоянно новые проекты, разноплановые тематики. Иногда те, о которых вообще ничего не знаешь, и приходится изучать много новой информации. И это тоже плюс в расширении кругозора.
Мы никогда не пообещаем невыполнимое
— Давайте поговорим о клиентоцентричности. Что это в вашем понимании? Клиент всегда прав или что-то другое?
Елена Сорокина:
— Совсем нет. Клиентоцентричность — это когда хорошо и клиентам, и нам — win-win. Мы не готовы прогнуться под клиента и пообещать все, что угодно, лишь бы он был сиюминутно доволен. У нас не такая позиция. Мы всегда нацелены на решение бизнес-задач клиента, но очень реалистично описываем ситуацию, прогнозы и прочее. Все, что возможно, мы сделаем, потому что мы обе нацелены на результат и на качество работы.
Но если клиент пытается добиться невозможных обещаний — например, вывести за 3 месяца нулевый сайт в топ-1 по всем ВЧ, мы их не даем, потому что мы понимаем, что это нереально. И у клиента не будет неоправданных ожиданий.
— Вы точно ведьмочки! За это клиенты вас и ценят. Получается, вы не просто исполнители, а полноправные, равноценные партнеры!
Марина Кратистова:
— Мы стараемся выстраивать такие отношения, чтобы клиент был в нас так же уверен, как мы в себе. Если клиент говорит, что хочет что-то дополнить на сайте — мы ему предоставляем пути решения, и он выбирает, что удобнее. Если говорит — хочу сделать вот так, а мы понимаем, что это будет неэффективно и даже вредно — мы честно и открыто говорим об этом и описываем возможные риски.
Но если он не согласен с рекомендациями Лены, я всегда буду защищать их, потому что доверяю ей на 100 % и уверена, что это те рекомендации, которые нужны клиенту и которые помогут достигнуть результата.
— Да, это намного честнее, чем наобещать клиенту с три короба, а потом развести руками: ой, не получилось. Скажите, а бывает такое, что вы становитесь с клиентами добрыми приятелями?
Марина Кратистова:
— У нас в основном достаточно официальные отношения, но, естественно, с кем-то официально дружеские, с кем-то начинаем настолько плотно общаться, что уже знаем об их увлечениях. Даже подарки дарим друг другу! Однажды на одной из оффлайн-встреч мы с клиентом разговорились про спорт, кто чем увлекается. Оказалось, мы оба бегаем, и на 23 Февраля я подарила ему книгу про бег.
— Про клиентов поговорили, расскажите про их проекты. Какие для вас оказались самыми сложными?
Елена Сорокина:
— Ты знаешь, для меня сложность не связана с тематикой. Даже когда приходит новая тематика, которую ты совершенно не знаешь, это, наоборот, для меня вызов и интерес. Сложные для меня проекты бывают с моральной точки зрения. Это проекты, которые очень много требуют, но ничего не внедряют.
Жалко своего времени на то, что никогда не будет воплощено. Морально тяжело годами работать в стол и не видеть никакого результата. Одно дело, когда ты вкладываешь время, силы, энергию и видишь — у тебя растет проект, клиенты довольны, у них идут заказы, есть движуха. И другое — не видеть совсем никакой отдачи. А я же перфекционист, я не могу эту работу сделать плохо. И делаю, зная, что не увижу результат.
Марина Кратистова:
— Я отмечу сложность в коммуникациях. Есть два типа клиентов, с которыми сложно. Первые — токсичные и раздражительные. Вторые — братки из 90-х, которые разговаривают на русском матерном языке. Мы, конечно, тоже его изучали и можем поддержать беседу в совершенстве. С такими клиентами очень пригождается моя внутренняя сила и мой стержень.
— А какие прикольные, интересные проекты можете вспомнить?
Марина Кратистова:
— Ооо! (Смеются с Леной). Самый интересный проект — сайт интимных товаров, который нас очень, очень развивал. Лене было очень интересно делать аудит по этому сайту, рекомендации, изучать товарную матрицу. Особенно когда она работала над этим проектом из офиса, где каждый мимо проходящий невольно видел экран с эээ… товарами и прикалывался. Я с удовольствием общалась с клиентом, который безумно любил свой проект, свою тематику. Он вычитывал абсолютно все тексты, правил стилистику, подачу.
И теперь мы знаем, что дарить подругам. Наши мужья довольны, мы сами довольны. Идеальный проект!
Еще вспомнился забавный случай, связанный с нашими аватарками в Телеграме. Мы же с клиентами в Телеграме общаемся, в чатах. И вот некоторые заходят в первый раз, видят аватарки и говорят: а у вас людей подбирают из модельного агентства? Я в этот момент отшучиваюсь, что да, мы все проходим фейс-контроль.
— Спасибо за интервью, дорогие наши ведьмочки! Желаем сохранить вашу суперсилу, интерес к жизни и достичь всего, что вы пожелаете! Разлетаемся!
Комментарии