Что такое показатель ROMI: формула, примеры расчета и как его повысить

Ecommerce-маркетолог
Стаж 8 лет

Любые инвестиции должны окупаться и приносить прибыль, иначе зачем они нужны. В том числе — инвестиции в маркетинг и продвижение. Определить эффективность возврата таких вложений можно при помощи специальной метрики — ROMI, или окупаемости маркетинговых инвестиций. 

Что такое ROMI

ROMI (от англ. Return on Marketing Investment, дословно — возвращение инвестиций в маркетинг) — это показатель, по которому мы видим степень окупаемость затрат на маркетинг. Сюда входят все активности. Это реклама, продвижение в социальных сетях, развитие сайта компании и многое другое. 

Простыми словами, ROMI — это показатель эффективности работы вашего маркетинга.

Зачем нужен ROMI

Сразу перейдем к примеру. Допустим, у вас интернет-магазин с любым продуктом. Дела идут хорошо: прибыль есть, товары быстро раскупаются и дело процветает. При этом вы тратитесь на продвижение сайта, закупаете трафик из контекстной рекламы и размещаете ссылки у блогеров. То есть, используете несколько маркетинговых каналов. 

При этом вы не знаете, насколько эффективно работает маркетинг и работает ли вообще. Прибыль есть, но неясно, сколько клиентов приносит каждый канал и приносит ли вообще. Если сильно утрировать: возможно маркетинг малоэффективен и даже убыточен, деньги тратятся впустую, а клиенты приходят по сарафанному радио, но которое вы не тратитесь вообще.

Считать ROMI и нужно для того, чтобы увидеть эту эффективность. И принять меры, если продвижение не работает.

Еще пример: при использовании нескольких каналов очевидно, что одни работают хорошо, другие не работают вовсе. Допустим, 90 % заказов приходит с постов в ВК, а остальное — пустая трата денег. Зачем платить за неэффективные каналы, если толку никакого? Но определить убыточные активности тоже можно, только если рассчитать ROMI, чтобы:

  • Оптимизировать маркетинговые бюджеты.
  • Отказаться от неэффективных каналов и поднажать на те, что приносят деньги.
  • Найти слабые места в методах продвижения и устранить их.
  • Отследить эффективность разовой рекламной кампании: контекстной или таргетированной рекламы. 
  • Как следствие предыдущих пунктов — увеличить прибыль за счет повышения эффективности маркетинга и сокращения издержек.

Как считать ROMI

Показатель окупаемости маркетинговых инвестиций определяется как отношение валовой прибыли к затратам на маркетинг, выраженное в процентах:

ROMI = (валовая прибыль — затраты на маркетинг/затраты на маркетинг) х 100 %

Валовая прибыль — это выручка компании после вычета внутренних издержек: себестоимости товара, зарплаты сотрудников аренды склада и так далее. Еще есть чистая прибыль, которая остается после того, как из валовой мы заплатили налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Формула расчета ROMI
Формула расчета ROMI

Примеры расчета по формуле

С теоретической математикой разобрались, переходим к конкретным примерам. Допустим, мы потратили на контекстную рекламу 10 000 рублей и получили 15 000 рублей валовой прибыли. Очевидно, что вложения окупились в 10 раз.

Считаем эффективность по формуле:

ROMI = (5 000/10 000) х 100 % = 50 %

Расчет показывает, что 50 % вложенных в контекст денег вернулись нам в виде прибыли. Приведем еще один пример расчета. Мы купили ссылок у блогера на миллион рублей и получили миллион рублей валовой прибыли. Сколько потратили, столько и вернулось. 

Считаем ROMI по формуле:

ROMI = (1 000 000 — 1 000 000) / 1 000 0000 х 100 % = 0 %

В этом примере очевидно, что прибыли мы не получили и маркетинг работает плохо. Но, по крайней мере, убытков тоже нет и компания по покупке ссылок сработала в ноль.

Теперь третий пример. Потратили на таргет в ВК 100 000 рублей, а заработали 10 000 рублей. Здесь налицо не прибыль, а прямые убытки: получили меньше, чем вложили:

валовая прибыль = 10 000 - 100 000 = - 90 000 рублей

Считаем ROMI:

-90 000/100 000 х 100 % = - 90 %

Коэффициент получился отрицательным. Маркетинг неэффективен и принес убытки. Видимо блогер плохой.

А еще рассчитать метрику можно при помощи онлайн-калькуляторов.

Калькулятор расчета ROMI
Калькулятор расчета ROMI

Где брать данные для расчета ROMI

Для расчетов придется систематизировать учет всех показателей, которые есть в формуле расчета: затрат на рекламу и валовой прибыли. Сложность в том, что если использовать несколько каналов продвижения одновременно, считать ROMI нужно по каждому в отдельности. Складывать затраты и прибыль по каналам и считать некий средний показатель ROMI все равно, что измерять среднюю температуру по больнице. 

Одни каналы эффективны, вторые убыточны, в целом все относительно прибыльно, значит и ROMI будет положительным. Но при этом теряется весь смысл: мы не сможем оценить эффективность каналов по отдельности, а значит, не оптимизируем бюджеты и не сможем выстроить эффективную маркетинговую стратегию.

Если бизнес небольшой и каналов продвижения одни-два, вести аналитику можно и вручную, а также при помощи простейших методов автоматизации наподобие таблиц Excel. В случаях омниканального продвижения понадобятся сервисы сквозной аналитики. Это специальные программы, которые отслеживают эффективность всех платформ с вашими маркетинговыми активностями и автоматически рассчитывают ROMI. Результат — в виде наглядных таблиц и инфографик без какого-либо участия менеджеров.

Системы сквозной аналитики сами рассчитывают ROMI
Системы сквозной аналитики сами рассчитывают ROMI

Омниканальность — способ продвижения с использованием нескольких каналов одновременно. Например, интернет-магазин может использовать до 10 и более каналов: контекст, таргет, рекламу у блогеров — вплоть до билбордов на дороге и рекламу на местном радио.

Какой показатель считается хорошим

Вопрос из разряда риторических, если не философских. Теоретически любое положительное значение показателя — уже неплохо. С другой стороны, ROMI в 5 % выглядит как-то несерьезно: потратили 100 000 рублей, а получили меньше пяти.

Поэтому хорошими принято считать трехзначные показатели коэффициента, когда маркетинговые активности окупаются в разы.

Какие выводы можно сделать из расчета

Итак, показатель рассчитан. Что делать дальше? Все зависит от того, что у нас получилось при расчетах.

  • ROMI сильно больше 100 %. Можно оставить все как есть: вложения в маркетинг с лихвой окупаются и улучшать почти нечего.
  • ROMI в районе 0 %. Убытков пока нет, но и толку тоже. Есть смысл поработать над каналом с таким показателем и если ничего не выйдет, отказаться от него.
  • ROMI отрицательный. Канал приносит убытки и пользоваться им не стоит. Либо допущены фатальные ошибки при и метод продвижения используется неэффективно. Например, неверно сделаны настройки ЦА в контекстной рекламе.

Недостатки подхода

Расчет окупаемости маркетинговых инвестиций имеет несомненные преимущества. Он позволяет управлять бюджетами на продвижение, а сама формула и расчет очень просты.

Однако подход имеет несколько существенных недостатков:

  • ROMI — это про окупаемость инвестиций в маркетинг. Расчет не показывает картину бизнеса в целом. Затраты на продвижение могут окупаться, а бизнес при этом будет убыточным. Для этого считают еще один показатель — ROI, о котором мы расскажем чуть ниже.
  • Не всегда можно отследить, из какого канала пришел покупатель. Причина проста: человек может сначала увидеть контекстную рекламу, потом подписаться на рассылку, затем год прогреваться через блог. А в итоге сдеать заказ по телефону на сайте. Это путь нереально выяснить, а при расчете окажется, что все каналы не сработали, словно человек просто купил с сайта через поиск.
  • Есть отложенный эффект. Запустили рекламную кампанию, ее увидели и ничего не купили. Мы рассчитали ROMI и признали активность неэффективной. А через год 100 человек, которые записали телефон из рекламы, сделали заказ. 
  • Не для всех каналов подходит. Например, для SEO-продвижения почти во всех проявлениях. Пример: блог на сайте. Это очень длинная история, и на отдельных временных промежутках расчет ROMI ничего не покажет. Вы написали статью, потратили деньги, клиентов в моменте не пришло. Статья висит на сайте 5 лет, через которые появилась первая конверсия и она принесла вам целое состояние. А расчет ROMI на протяжении 5 лет будет показывать, что статья убыточная.
  • Некоторые маркетинговые активности работают на репутацию и повышение узнаваемости бренда, что в итоге повышает прибыль. Вариация на тему отложенного спроса: мы разместили контекстную рекламу и о нас узнали 1 000 человек. Купили они через полгода и отследить такое через расчет ROMI нереально.

Отличия ROMI от ROI

Разница принципиальна: ROMI — это окупаемость инвестиций в маркетинг, а ROI — окупаемость вообще всех инвестиций в бизнес: покупки оборудования, ЗП сотрудниками, инвестиции в оборотные средства и так далее. В том числе — в маркетинг, поэтому ROMI — это часть ROI.

ROI — это про окупаемость всех инвестиций
ROI — это про окупаемость всех инвестиций

Как повысить показатель

Итак, мы рассчитали ROMI и результат не устроил. Вот что можно сделать:

  • Масштабировать удачные связки. Получили 300 % ROMI с рекламной кампани? Запускаем еще 10 приблизительно таких же.
  • Отказываемся от нерабочих каналов и перенаправляем бюджеты на прибыльные. Растет отдача в виде прибыли — растет и ROMI.
  • Изменить маркетинговую стратегию в принципе: возможно, она неэффективна в целом.
  • Попытаться повысить эффективность каналов. Если он не работает, это не значит, что плохой, возможно, вы просто что-то делаете неверно: не от посыл, не ваша ЦА или она плохо сегментирована.

И еще один вариант действий, о котором стоит рассказать отдельно. Возможно, плохой показатель возврата инвестиций говорит о критических проблемах в бизнесе и продукте. Никакой, даже самый продвинутый, маркетинг не окупится, если товар или услуга фатально плохие. Поэтому есть смысл не решать проблемы за счет продвижения, а поработать над качеством продукта и сервиса. Миллионы бюджета можно слить из-за менеджера по продажам, который хамит покупателям или не берет трубку.

Коротко о главном

  • ROMI — маркетинговая метрика, которая показывает степень окупаемости инвестиций в продвижение и рекламу.
  • Показатель считают, чтобы определить эффективные каналы и оптимизировать бюджет.
  • Возврат инвестиций определяется как отношение прибыли к затратам, выраженное в процентах.
  • Плюсы подхода — относительная простота и эффективность. Минусы — не для всех каналов подходит, не показывает картину бизнеса в целом.
  • Для того, чтобы повысить показатель, нужно повышать эффективность каналов продвижения, а возможно — поработать над качеством продукта и клиентского сервиса.

Оценить статью
2 ответов

Комментарии

Написать комментарий
Популярные статьи автора
Узнайте стоимость продвижения сейчас
Выберите удобный способ связи:
Выберите удобный способ связи:
Введите Ваш номер телефона:
Введите адрес Вашего сайта:
Введите Ваше имя:
Нажимая кнопку «Получить предложение» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Введите Ваш Email:
Введите адрес Вашего сайта:
Введите Ваше имя:
Нажимая кнопку «Получить предложение» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Оперативно отвечаем в рабочее время: с 10:00 до 19:00
Оперативно отвечаем в рабочее время: с 10:00 до 19:00
Вы уже проголосовали
Возьмем ТОП вместе?
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Цена лидов в различных нишах
Тематика Стоимость лида (Москва/Россия)
Отдых 500
Мебель 350
Оборудование 500
Бансковские услуги 500
Безопасность 500
Организация мероприятий, концерты, праздники 500
Недвижимость 500
Строительство и отделка 500
Грузоперевозки 500
Доставка еды 350
Юридические услуги 500
Бухгалтерские услуги 500
Пластиковые окна 500
Детские товары 350
Автозапчасти 350
Образование 500
Возьмем ТОП вместе?
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Оставить заявку сейчас
Выберите интересующую услугу *
Нажимая кнопку «Оставить заявку» вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Подпишитесь на рассылку
Не пропустите самое интересное из мира SEO и Digital. Только актуальные и самые крутые статьи.
Заявка успешно отправлена!
Наши сотрудники уже приступили к анализу Вашего сайта. Наш менеджер свяжется с вами в течение дня, спасибо!